К вытеснению казахстанской пшеницы из Средней Ази приведёт снижение ж-д тарифа для российских экспортёров
Оптимизировать систему железнодорожных перевозок в Казахстане поручил президент Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства. Причиной стали сомнения в том, что в нынешней ситуации удастся выполнить план правительства по увеличению транзита грузов через Казахстан в 2026 году на 65%, до 55 млн тонн. Очевидно, что у чиновников, озабоченных выполнением поручения президента, может возникнуть соблазн активизации экспорта через снижение транзитного тарифа. Идти на тот шаг нельзя, и вот почему.
Во-первых, суть задачи по увеличению транзита - в увеличении доходов страны, а не просто в наращивании физических объёмов перевозок. Снижение тарифа приведёт к увеличению и без того перегруженных магистральных сетей и приграничных ж-д стыков, не принеся выгоды экономике страны.
Во-вторых, особый риск для Казахстана может создать снижение транзитного тарифа на поставки российского зерна в Среднюю Азию: не секрет, что эффективность зернового производства в РФ выше, чем в Казахстане благодаря благоприятным погодным условиям и активной господдержке. В частности, средняя урожайность зерна в России по итогам 2025 года составила 34 ц/га, в Казахстане - 16 ц/га. Это определяет более низкую себестоимость российской сельхозпродукции.
Масштабную экспансию российской пшеницы на традиционные для Казахстана рынки сбыта (Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и другие) в настоящий момент сдерживает как раз высокий транзитный ж-д тариф. Если от него отказаться, предоставив скидки, казахстанская пшеница будет быстро вытеснена из Средней Азии российской продукцией.
Президент Токаев точно не имел ввиду такой эффект, давая поручение об увеличении транзитных перевозок через Казахстан.