Наказание за контрабанду зерна предложили депутаты
Правоохранительными органами подтверждена схема нелегального ввоза пшеницы из Российской Федерации в Казахстан по фиктивным документам. Зачастую продукция ввозится вообще без документов, без уплаты НДС на импорт и в последующем экспортируется в третьи страны под видом казахстанской. Об этом заявил депутат Сената Парламента Андрей Лукин, озвучивая запрос на имя заместителя премьер-министра - министра финансов Ерулана Жамаубаева.
«Предварительный ущерб государству в виде неуплаченного НДС от ввезенного товара из России в Казахстан составляет более 660 млн тенге. Указанное свидетельствует о применении и предпринимателями двух стран схемы получения льгот по НДС путем экспорта российского зерна под видом казахстанского», - сказал Лукин.
По его словам, причиной такого положения дел является отсутствие системы учета и дальнейшего контроля использования ввозимой из России зерновой продукции.
“Проблема экономической контрабанды является очень актуальной в плане правильной ее идентификации. Уголовным кодексом определено понятие экономической контрабанды, как перемещение через таможенной границу товаров с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов, либо сопряженное с их недекларированием или указание заведомо недостоверных сведений в заявление о выпуске товаров. Умысел при их совершении направлен исключительно на уклонение от уплаты от таможенных платежей. При этом за уклонение уголовная ответственность наступает и по другой статье Уголовного кодекса - 236. Таким образом, уголовное законодательство за один преступный умысел предусматривает два разных вида уголовных правонарушений. И если в одном мы конфискуем товар, то в другом - после уплаты необходимых платежей, товар возвращаем. В первом случае возврат невозможен в силу положения части 4 статьи 118 УПК РК, поэтому нет четкого разграничения признаков этих уголовных правонарушений и в нормативном постановлении Верховного суда», - пояснил депутат.
Он отметил, что в результате этого в ряде регионов стали по-разному понимать уголовный состав экономической контрабанды. К примеру, в области Жетысу за неправильное указание кода ТН ВЭН кого-то признают контрабандистом, а другого просто осуждают за уклонение.
«При таких обстоятельствах возникает острая необходимость законодательного вмешательства в данную ситуацию посредством внесения поправок, направленных на разграничение контрабанды от уклонения», - считает Лукин.
Для разрешение вышеуказанных вопросов депутаты предлагают разграничить признаки уголовных правонарушений контрабанды и уклонения, оцифровать процесс учета и контроля ввозимых товаров народного потребления из стран ЕАЭС и усилить контроль Комитета госдоходов по пресечению теневого вывоза товаров.
Сенатор сообщил, что в 2019-2022 годах импорт зерна в Казахстан составил 3,4 млн тонн на 207 млрд тенге. В частности, в 2019 году из России ввезено 464 тонны пшеницы, из которых по 127 тыс. тонн в бюджет не уплачен НДС на импорт более чем на 504 млн тенге, в 2020 году - по 17,5 тыс. тонн на 247 млн тенге и тд.
«Это привело к аномальному росту экспорта указанного товара из Казахстана в третьи страны – с 700 тыс. до 1,5 млн тонн. И не исключается, что с учетом введенных в отношении России санкций, количество случаев лжеимпорта из соседней страны и реэкспорта увеличится в разы. Это может повлечь необоснованный возврат НДС лжепроизводителелям зерна», - сказал он.
По его словам, с 2019 года по настоящее время из РФ на территорию СКО завезено более 450 тыс. тонн пшеницы, которые были сданы в хлебоприемные пункты по сопроводительным документам сельхозпроизводителей Казахстана.
«После документального оформления продукция экспортирована трейдерами за пределы страны - в Узбекистан, Афганистан, Таджикистан и другие, как товар казахстанского происхождения. А это повлекло незаконный возврат НДС экспортерам за счет бюджетных средств», - сказал Лукин.