Что привело к массовой гибели лошадей в Улытау
В Казахстане исторически сложилось мнение, что коневодство – это прибыльный бизнес, не требующий больших вложений.
Действительно, обычно лошадей можно пасти круглый год, не тратясь на корма, а мясо пользуется постоянным спросом на внутреннем рынке и стоит дороже говядины или баранины. Поэтому многие инвесторы не занимаются этим бизнесом самостоятельно, а нанимают пастухов в селе для содержания лошадей. Сами же раз в год приезжают из города пересчитать свои активы.
Но эта схема не учитывает погодные риски, которые периодически случаются зимой в случае сильных оттепелей или выпадения дождей. Влага приводит к образованию на поверхности снега твердой ледяной корки, пробить которую лошади не могут - и остаются без корма. В этом случае необходимо кормить животных, иначе они погибнут. Но если хозяин далеко, а пастух привык рассчитывать на самостоятельность лошадей, то кормить их никто не будет. Именно такая ситуация случилась в Улытаском районе, где погибло около 1500 лошадей.
Как утверждают госорганы, на сегодняшний день определить хозяев погибших животных невозможно, так как они не прошли процедуру идентификации. По сути, лошади паслись на правах бесхозного скота, за который никто не отвечает. И это - проблема далеко не только лишь Улытауской области, аналогичная ситуация практически во всех регионах.
Конечно, у погибших лошадей есть реальные хозяева, и вполне возможно, для местных властей их принадлежность - не секрет. Однако владельцы предпочли не вносить своих лошадей в государственную систему учета и не проводить идентификацию. Почему? Причины могут быть самые разные, одна из них - нежелание ЛПХ переходить в статус КХ, ТОО или ИП (и платить соответствующие налоги). А это они обязаны будут сделать, имея большое количество учтенного скота. Вторая причина - превышение поголовьем норматива по численности скота, которое хозяйство имеет право содержать на закрепленной за ним земле.
В то же время, не проводя идентификацию животных, их владелец лишает себя ряда преимуществ. В частности, получения государственной поддержки: осенью 2023 года Улытауская область просубсидировала животноводов на 1,4 млрд тенге на корма.Естественно, деньги были выделены только на учтенный скот. Также идентификация необходима для надлежащего контроля за здоровьем животных и ветеринарно-санитарным состоянием хозяйства.
В целом для страны идентификация скота необходима для обеспечения безопасности продукции животноводства через создание прослеживаемости "от фермы о прилавка". Кстати, это одно из условий открытия для Казахстана внешних рынков.
Как бороться с этой проблемой?
Акимату Улытауской области (и других регионов) необходимо применить метод кнута и пряника.
Определить в каждом сельском округе накопитель (строить не надо, они там есть), объявить Зеленый коридор и за госсредства провести общую идентификацию скота (лошади, КРС, МРС). Далее на постоянной основе проводить мониторинг пастбищ. И тех животных, у которых отсутствует идентификация. собирать в загонах, выявлять владельца, наказывать штрафом и заставлять за собственные средства проводить идентификацию.
Даурен Салыков, директор Республиканской палаты ангус