Пять причин зависимости Казахстана от импортных продуктов питания
Казахстан остается зависимым по целому ряду продуктов питания от зарубежных поставок. В страну ввозятся колбасы, макароны, сахар, сыры и прочие виды продовольствия. При этом Казахстан экспортирует огромный объем сельхозсырья, вместо того чтобы перерабатывать его и закрывать потребности внутреннего рынка, а также отгружать за рубеж излишки товаров с добавленной стоимостью.
В чем проблемы развития пищевой промышленности в нашей старне? Развернутый комментарий об этом в соцсетях опубликовал Асылжан Мамытбеков, в 2011-2016 годах занимавший пост министра сельского хозяйства РК и хорошо знающий изнутри слабые места сельхозпереработки.
Итак, проблема первая, на которую обратил внимание Асылжан Мамытбеков, - дефицит специалистов, способных работать в пищевой промышленности, и отсутствие притока на предприятия отрасли современных технологий. Однако эксперт считает эту слабость легко преодолимой, если в стране сложатся экономические условия для развития пищевки. То есть в отрасль должны прийти деньги, которые позволят предприятиям вкладываться в специалистов и платить достойные зарплаты. Также это будет стимулировать молодежь выбирать соответствующие специальности.
Прийти деньги в пищевку могут только через развитие экспорта, считает Асылжан Мамытбеков. И тут речь заходит о второй проблеме - низкой платежеспособности населения РК и узости внутреннего рынка.
"На 18-19 млн человек внутреннего рынка ставить современные, конкурентоспособные заводы все равно, что для обработки дачного участка покупать современный комбайн. Мало людей у нас в стране, да еще многие с низкой платежеспособностью. Отсюда выход - ориентироваться на экспорт", - отметил Асылжан Мамытбеков.
При этом эксперт раскритиковал меры правительства по регулированию цен на продукцию сельского хозяйства административным путем. Это также лишает привлекательности производство продуктов питания для внутреннего рынка, и остается все тот же выход - работа на экспорт.
Однако внешним рынкам чаще всего требуются большие объемы, и тут возникает третья проблема - отсутствие достаточного объема качественного сырья для развития мощных перерабатывающих производств. То есть отрасль в замкнутом круге: чтобы у фермеров был стимул производить больше сырья, им нужен гарантированный сбыт по достойной цене. Но переработчик сможет обеспечить эти условия фермеру, только когда выведет экспорт на такие же стабильные параметры.
Асылжан Мамытбеков считает, что рынок бы смог преодолеть эту проблему сам, если бы государство обеспечило отрасли долгосрочную поддержку.
"Госорганы на системной основе должны работать над задачей обеспечения спроса и обеспечения маржинальности. Пример - мясное скотоводство. Старт здесь был с очень плохого уровня: средний убойный вес КРС был 154 кг. Генетика товарного скота была очень низкая. Племенного скота не хватало для полноценной работы в большом масштабе, и качество тоже оставляло желать лучшего. Не было специализаций хозяйств.
Откормочный бизнес не был развит. Забой скота был сезонным (в основном осенью), львиная доля (82%) содержалась в ЛПХ , эпизоотическая ситуация была ужасной. Как следствие, экспорт находился на нуле. Все это дестимулировало появление мясокомбинатов. Но когда благодаря поддержке государства появилось множество фермеров, содержащих маточное поголовье КРС, да еще на постоянной основе улучшающих генетику своего скота (благодаря программе "Сыбага"), появились племрепродукторы, появились крупные откормхозяйства (до 20 тыс. голов единовременного содержания), то появилось качественное и стабильное сырье для крупных мясокомбинатов. И такие крупные мясопереработчики, как группа Кремонини (из Италии), ГрандФарм (из Китая), пришли сами со своей инициативой строить самые передовые МПК", - напомнил Асылжан Мамытбеков.
К сожалению, государство в то время продемонстрировало отсутствие стабильности в планах развития АПК и сельхозпереработки, что отпугнуло зарубежных инвесторов. Они в Казахстан так и не пришли, соответственно, не помогли открыть внешние рынки для сбыта переработанной мясной продукции из Казахстана.
Но в целом опыт развития мясного скотоводства при поддержке государства Асылжан Мамытбеков считает позитивным, а также применимым и для задания правильного вектора развития другим отраслям. Например, картофельной. То есть если будет поддержка, то фермеры внедрят современные технологии выращивания; будут использовать сорта, пригодные для промышленной переработки; дадут объемы, нужные для запуска перерабатывающих заводов. А дальше, при выходе на экспорт, поддержку развитию будет оказывать сам рынок.
Кстати, у соседей по ЕАЭС, в России и Беларуси, государство поддерживает аграрную отрасль и пищевку намного последовательнее и щедрее, чем у нас. И это четвертая проблема, мешающая развитию сельхозпереработки (да и АПК) в стране, - неравные конкурентные условия с соседями по экономическому пространству.
Пятой серьезной проблемой, мешающей развитию пищевой промышленности Казахстана, Асылжан Мамытбеков назвал незащищенность внутреннего рынка от засилья подделок, фальсификата и суррогатов.
"Вместо молока и масла продаются продукты на растительной основе. Вместо мяса в колбасах и сосисках - заменители мяса с красителями и усилителями вкуса. Вместо томатной пасты на основе натуральных помидоров - пюре из "непонятно чего", обильно сдобренное искусственными добавками. И так везде", - резюмировал Асылжан Мамытбеков.
Эти дешевые подделки имеют низкую себестоимость, с которой не могут конкурировать казахстанские фермеры и пищевики, работающие на натуральном сырье. Сложившаяся ситуация дестимулирует отечественный бизнес, лишая его рентабельности.
Помочь тут может только государство, взяв под контроль соблюдение техрегламентов как поставщиками импортных суррогатов, так и недобросовестными местными предпринимателями. Но пока они действуют с молчаливого согласия компетентных госорганов.