Как снизить цены на говядину в Казахстане
Эксперты уже успели назвать вводимые в Казахстане ограничения на экспорт говядины «выстрелом во вторую ногу» животноводческой отрасли. «Выстрелом в первую ногу» был запрет на экспорт живого скота. И как первая мера не позволила снизить цены на говядину внутри страны, так не сможет сделать этого и вторая.
Давайте разберёмся, почему.
По данным статистики 70-80% поголовья КРС в Казахстане содержится в личных подсобных хозяйствах сельчан и в мелких хозяйствах. Они же являются основными поставщиками говядины на рынки, в мясные лавки и т.д.
То есть, задачу обеспечения говядиной внутреннего рынка страны выполняют они. В экспорте говядины эта часть производителей не участвует.
На экспорт ориентированы крупные агрохолдинги, которые производят говядину премиум качества. На внутреннем рынке она не пользуется спросом в силу дороговизны для большей части населения.
Тут нужно вспомнить, что Проект повышения экспортного потенциала по мясу КРС, стартовавший в Казахстане в 2011 году, основной целью имел выход на экспорт говядины премиального качества. С этой целью в страну завозился скот зарубежной селекции тех пород, которые позволяют получать мраморное мясо - это Ангус и Герефорд.
К сожалению, достижение заявленных целей, а именно выход на экспорт 60 тыс. тонн говядины в 2016 году, достичь не удалось до сих пор, спустя 10 лет после заявленного срока. Причина в том, что из-за несовершенства системы субсидирования (и в целом непроработанности схемы развития животноводства) участникам рынка в итоге стало проще отправлять на экспорт живой скот - неоткормленный молодняк, а не производить готовый продукт внутри страны. Это на долгие годы отодвинуло выполнение изначального плана.
Реальными экспортёрами мяса сумели стать только вертикально интегрированные холдинги, с полной технологической цепочкой. Только у них были ресурсы для формирования экономической модели производства премиальной говядины: возможности производить качественные корма в достаточном объёме; правильно откармливать скот для обеспечения мраморности мяса; забивать скот, разделывать и упаковывать в соответствии с требованиями внешних рынков.
И сегодня экспорт мяса понемногу растёт, в том числе и благодаря ограничениям на экспорт живого скота. Объёмы этого экспорта остаются небольшими. По итогам 2024 года - около 30 тыс. тонн (свежее, охлаждённое, замороженное) или около 8% от общего объёма производства говядины в стране (это 400 тыс. тонн). Темпы экспорта в первой половине текущего года были примерно такими же - 16 тыс. тонн. Кстати, эксперты говорят о том, что такая доля экспорта от общего производства заметного влияния на цены внутри страны оказать не может. Влияние может быть заметным при экспорте как минимум 25% от произведённого продукта.
Для стабилизации цен на говядину внутри страны нужны другие меры. А именно - решение проблем, с которыми сталкиваются ЛПХ и мелкие хозяйства. Это:
1) отсутствие долгосрочных программ кредитования на закуп скота под низкий процент и под залог самого приобретаемого скота;
2) сложности с доступом к пастбищам вокруг сел, либо деградация этих пастбищ;
4) дороговизна кормов (сено, фураж). Тонна отрубей на юге страны сейчас составляет 95 тыс. тенге, что равняется цене тонны пшеницы. Также непомерно высоки цены на сено;
5) отсутствие возможности для сельчан самостоятельно реализовать свою продукции на рынках в городах. Сейчас вся реализация идёт через посредников, что приводит к росту конечной цены для покупателя в два раза.
А вводимые ограничения на экспорт говядины - это бессмысленный удар по тому сегменту животноводства, который изначально был создан с прицелом на экспорт, а не на внутренний рынок. Квотирование экспорта не приведёт к снижению цен внутри страны, поскольку затронет ту часть производителей, которая не работает на внутренний рынок. И работать не начнёт даже после введения ограничений - внутренний рынок просто не может «проглотить» эти объёмы мраморного мяса по цене от 10 тыс. тенге и выше.
Так, зачем ограничивать экспорт этого продукта, просто разрушая годами выстраиваемую воронку сбыта целой отрасли?