Отменить все специфические субсидии планирует Минсельхоз
Новый аграрный сезон уже стартовал, а фермеры Казахстана находятся в подвешенном положении – никому до сих пор не известно, каким образом и в каком объеме будет осуществляться господдержка АПК.
Что пропало
Дело в том, что новый министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев готовит реформу системы субсидирования. Необходимость изменений объясняется чередой коррупционных скандалов в отрасли, которые длятся с лета прошлого года. Антикоррупционная служба резюмировала, что все последние годы борьба со злоупотреблениями, выраженная в локальных арестах проворовавшихся чиновников, эффекта не возымела – риски заложены в саму основу существующей системы субсидирования.
Представить новую концепцию Минсельхоз РК обещает в марте. Но уже сегодня известно, что предлагает аграрное ведомство.
Изменения иначе как революционными назвать невозможно, поскольку планируется полностью отменить все товарно-спецефические субсидии - в обсуждаемой концепции напротив этой строки прописан жирный ноль.
То есть, фермеры не будут получать ни одного тенге за производство яйца, мяса, молока. Также в новой системе не прописаны никакие специфические субсидии на поддержку животноводства и растениеводства. Племенная работа, семеноводство и все прочее отныне – полностью за счет фермеров.
Что осталось
Оставить господдержку Минсельхоз планирует всего по двум направлениям.
Первое, это финансовые инструменты, выраженные в субсидировании ставок по кредитам и лизингу, а также по договорам страхования.
Второе – инвестиционные субсидии. То есть, возмещение части затрат при приобретении техники и оборудования в размере 25%, а также расширении инфраструктуры и мощностей. Инвестсубсидия на технику местной сборки может быть увеличена еще на 5% за счет местных бюджетов. Кстати, навесное и прицепное оборудование все же решили оставить в числе субсидируемых (вопреки более ранним планам об исключении), возмещение по нему предложено установить в размере 15%.
Общую потребность в финансировании новой системы разработчики оценили в 358 млрд тенге (252 млрд на субсидирование ставок и 106 млрд на инвестсубсидии).
В настоящий момент сумма господдержки примерно такая же, но распределение совсем другое: на субсидии в животноводстве уходит 112 млрд тенге, в растениеводстве 81 млрд тенге, на субсидирование ставок 64 млрд тенге, на инвестсубсидии 106 млрд тенге.
Преимущества новой системы Минсельхоз описывает так:
«Полностью исключаются нынешние коррупционные риски при субсидировании;
Максимально упрощается механизм господдержки и облегчается его администрирование:
Повышается активность финансовых институтов в кредитовании сельского хозяйства;
Снижается иждивенческий настрой СХТП;
Увеличивается доля «зеленой корзины» господдержки;
В рамках кредитного договора будут выставлены встречные требования по стабильной поставке СЗПТ на внутренний рынок».
Что получим
Оптимизм Минсельхоза заразительным не назовёшь. Давайте посмотрим, к чему же реально приведет такая вот реформа?
Первый эффект – всплеск инфляции. Потому что производителям продуктов питания придется поднять цены отпуска на ту величину, которую они потеряют. Взять молоко – сейчас субсидия на литр составляет от 20 до 45 тенге, в зависимости от поголовья на ферме. На следующий день после отмены субсидий производителям придется закладывать в себестоимость потерю этих сумм. То же самое по мясу, яйцу и ряду сельхозкультур, производство которых сегодня субсидируется (например, сахарная свёкла).
Добавим к этому отмену поддержки семеноводства, удешевления минеральных удобрений, гербицидов, а в животноводстве – племенной работы. Очевидно, что всплеск инфляции получит ураганную силу, что вкупе со снижением курса тенге и неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках сделает продовольствие в Казахстане предметом роскоши.
Читать по теме: Половину субсидий отменит Минсельхоз РК
Кто выиграет от таких изменений? В первую очередь банки и те финансовые структуры, которые и получат большую часть средств от субсидирования ставки вознаграждения. По сути дела, новый формат господдержки аграрной отрасли будет выводить бюджетные средства в другие сектора – прежде всего, финансовый. Разве на таком фундаменте должна располагаться продуманная программа развития АПК?
Что касается инвестсубсидий, то тут ситуация еще более печальная. Напомним, что часть экспертов и вовсе предлагала отказаться от этого инструмента, поскольку он, опять же, служит раскручиванию инфляционной спирали, приводя к удорожанию средств производства для фереров.
То есть, как только были введены инвестсубсии на технику – она подскочила в цене ровно на этот же размер. То же самое касается всего остального, приобретаемого фермерами: на инвестсубсидиях зарабатывают поставщики, а для фермеров величина конечных расходов остается прежней.
Самое тревожное, что обсуждение изменений, принципиально важных для будущего АПК Казахстана, Минсельхоз РК ведет кулуарным образом, без привлечения широкого спектра экспертов и рядовых участников отрасли. Понятно, что Ербол Карашукеев не имеет достаточной компетенции в сельском хозяйстве. Но неужели нельзя подключить к выработке оптимальных подходов компетентных учёных и практиков?
Сергей Буянов, фото автора