Экспорт продуктов маслопереработки из Казахстана превысит $1 млрд
Площади выращивания масличных культур в Казахстане стабильно растут, параллельно с этим увеличивается и мощность перерабатывающих предприятий. Предполагается, что площади выращивания масличных культур в Казахстане за три ближайших года увеличатся на 1-1,5 млн га, а производство масла - на 650 тыс. тонн. Учитывая ограниченную ёмкость внутреннего рынка, отрасль развивается с акцентом на экспорт. Для того, чтобы отгрузки за рубеж шли ритмично, необходимо открывать новые рынки сбыта и осваивать новые транспортные коридоры.
О своём опыте решения вопросов логистики порталу ElDala.kz рассказал Ядыкар Ибрагимов, председатель Национальной ассоциации переработчиков масличных культур.
Где ждут казахстанское масло
По итогам прошлого маркетингово года (сентябрь 2024 - август 2025) Казахстан экспортировал масложировую продукцию более чем в 20 стран. Основные покупатели - Китай, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, а также Европа.
- По итогам прошлого сезона мы экспортировали более 1,3 млн тонн растительных масел, шротов и жмыхов на сумму $837 млн, - рассказал Ядыкар Ибрагимов (На фото). - Основные виды продукции - подсолнечное масло и подсолнечный шрот. По итогам нынешнего маркетингово года, 2025-2026, мы ожидаем экспорт в объёме более 1,6 млн тонн. Выросли и площади под масличными, и урожайность была хорошей.
Таким образом, в денежном выражении экспорт масложировой продукции превысит $1 млрд.
При этом, в перечень покупателей постоянно входят новые страны - например, с 2024 года начался активный экспорт шротов в Китай, а с нынешнего года растительное масло пошло в Туркменистан.
Диверсификация рынков сбыта - это один из акцентов в работе Национальной ассоциации переработчиков масличных культур. Дело в том, что зависимость по экспорту только лишь от одного направления (например, Средней Азии) несёт в себе риски, прежде всего - логистические. Ведь практически каждую осень возникают проблемы с поставками по железной дороге через станцию Сарыагаш, поскольку здесь наблюдается ярко выраженная сезонность: уголь, руды, зерно, масличные и другие виды грузов начинают конкурировать друг с другом за возможность пройти на внешний рынок через это узкое горлышко.
- Одна из стратегических задач, которую мы ставим перед собой - диверсификация сбыта, - отметил Ядыкар Ибрагимов. - Во-первых, это позволит нам избежать демпинга цен на нашу продукцию, если она будет уходит по разным направлениям, а не поступать во всё больших объёмах на один рынок. Во-вторых, мы застрахуемся от проблем с логистикой, если железная дорога вынуждено введёт какие-то ограничения на погрузку. Останавливать производство мы не можем, а ёмкость складов ограничена - поэтому стабильные отгрузки очень важны.
Потенциал тюркской интеграции
Перспективным каналом сбыта выглядит ТМТМ - Транскаспийский международный транспортный маршрут. Он мог бы позволить увеличить поставки в Иран, который в год импортирует около 3,5 млн тонн растительных масел, шротов и жмыхов. Также ТМТМ может обеспечить поставки в Азербайджан и Турцию.
- Недавно я был в Мерсине, изучал вопрос поставок нашей масложировой продукции, - рассказал Ядыкар Ибрагимов. - Сложность состоит в том, что у турков действует пошлина на ввоз подсолнечного масла. Однако, я думаю, что есть перспектива добиться какой-то квоты для нас для беспошлинного ввоза казахстанской продукции. Для двух стран Европы такой порядок уже действует. Учитывая интерес той же Турции к развитию ТМТМ, а также постоянную работу по экономической интеграции тюркского мира, мы можем начать обсуждение с Турцией беспошлинного ввоза нашего масла. Думаю, Казахстан мог бы обеспечить ежегодные поставки 200-300 тыс. тонн подсолнечного масла по этому коридору.
Дополнительные возможности для сбыта казахстанской масложировой продукции открывает углубление переработки с выпуском готового к употреблению фасованного растительного масла. Эту продукцию ждёт и внутренний рынок, и соседи - Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан.
- Видим мы возможности и по увеличению присутствия на рынке Европы, - добавил Ядыкар Ибрагимов. - В частности, речь идёт про лузгу подсолнечника. Раньше мы просто не знали, куде её девать. А сейчас мы её гранулируем, и продаём в Европу как экологичное топливо в виде пеллет.
Китай готов покупать больше
Конечно, для бесперебойных отгрузок по железной дороге ещё два момента - эффективное использование казахстанскими экспортёрами транспортной инфраструктуры, а также своевременный приём грузов покупателями. В настоящий момент это происходит далеко не всегда, особенно в период осеннего ажиотажа.
- Мы видим, что и Китай, и страны Средней Азии не справляются с массовыми потоками продукции, - отметил Ядыкар Ибрагимов. - Не происходит своевременной разгрузки, вагоны простаивают, их оборот замедляется. Так что проблема не столько на стороне нашего КТЖ, сколько на стороне покупателя. И если бы наши покупатели своевременно обрабатывали поступающие грузы, то думаю, и у КТЖ не было бы никакой необходимости вводить ограничения на погрузку.
При этом, что касается растительного масла, у Китая есть запас по мощности принимающей инфраструктуры: пока задействован лишь один терминал на станции Алашанькоу, а на случай увеличения потока существует и второй терминал. Так что экспорт масла в Китай можно уже сейчас спокойно увеличить в два-три раза.
Как избавиться от посредников
Также при участии Национальной ассоциации переработчиков масличных культур удалось организовать и эффективное сотрудничество казахстанских экспортёров с КТЖ.
- В 2022-2023 годах мы сталкивались с тем, что КТЖ резало планы отгрузок, которые давали наши маслозаводы, - рассказал Ядыкар Ибрагимов. - Чтобы решить эту проблему, мы проанализировали ситуацию и установили, что кроме маслозаводов, у которых действительно есть контракты с покупателями и есть в наличии масла, заявки в КТЖ подавали и многочисленные экспедиторские компании. Они чаще всего не имели ни продукции, ни контрактов, а пытались работать в качестве посредника - если у маслозавода «горит» контракт, но нет вагонов (потому что КТЖ «порезало» план из-за тех самых экспедиторов), посредники предлагали «свои» цистерны за вознаграждение. К чему вели такие махинации? Очень много планов, поданных такими вот экспедиторами, по факту оставались неиспользованными. Число заявок было огромным, до 1000 цистерн в месяц. А по факту за границу уходило не более 400. Мы проработали этот момент с КТЖ и смогли навести порядок: заявки на отгрузки теперь могут подавать только те участники рынка, у кого есть объёмы и контракты. По факту, это только сами маслозаводы. А всех посредников мы из этой схему убрали. И теперь выполнение плана отгрузок ежемесячно у нас превышает 95% от заявок. Конечно, бывают форс-мажоры и у маслозаводов, но их процент невысок.
Также ассоциация помогает распределить заявки равномерно по месяцу, что хорошо и для транспортников, и для покупателей, и для отправителей.
Оценивая ту ситуацию с отгрузками и других видов сельхозпродукции, которая ежегодно в осенне-зимний период складывается на китайском и узбекском направлениях, Ядыкар Ибрагимов считает необходимым и другим отраслевым ассоциациям использовать опыт маслопереработчиков по работе с КТЖ в плане систематизации подачи заявок, что наверняка приедет к разрядке обстановки на железных дорогах и обеспечит более стабильный экспорт всей казахстанкой продукции.