Пошлина на экспорт казахстанской пшеницы - экономическая диверсия в пользу России?

Казахстанская пшеница теряет конкурентоспособность на внешних рынках, да и внутри страны из-за высокой себестоимости производства. Фермеры терпят убытки и раздумывают над тем, где взять деньги на внедрение передовых агротехнологий, которые позволят им повысить урожайность и избежать разорения. И в этот момент отдельные горячие головы периодически вбрасывают в информационное пространство идеи о введении экспортной пошлины на пшеницу. Недавно это предложение было озвучено в очередной раз.

Почему в настоящий момент эти слова звучат уже не просто как глупость, а как экономическая диверсия, давайте разбираться вместе.

Полный обзор в формате видео смотрите на нашем youtube-канале:

 

Инициаторам этой идеи не дает покоя мысль о том, что страны Средней Азии (прежде всего Узбекистан) развивают собственную мукомольную промышленность, перерабатывая казахстанскую пшеницу. Они считают, что казахстанское зерно нужно сделать дорогим для соседей, таким образом вынудив их приобретать муку из Казахстана, экспорт которой не будет облагаться пошлиной.

Размер пошлины предложено установить в 20%. При нынешнем уровне цен - это около $50.

Однако это предложение выглядит как минимум наивным, поскольку исходит из предположения, что у Средней Азии нет других источников зерна, кроме как Казахстан.

Да, действительно, сейчас поставки пшеницы из России в Среднюю Азию не имеют экономического смысла, но только по одной причине - российское зерно пошлиной облагается (ее размер, кстати, - всего $30 с тонны), а казахстанское - нет. Благодаря этому наше зерно дешевле российского, и Средняя Азия покупает его.

Что случится, если будет введена пошлина на экспорт казахстанской пшеницы? Очень просто - российское зерно станет дешевле, даже с учетом расходов на транзит через территорию Казахстана. И Узбекистан, вместо того чтобы покупать казахстанскую муку, начнет покупать и перерабатывать российскую пшеницу.

В этом случае у казахстанских экспортеров зерна останется только один выход - снизить цену закупа зерна на внутреннем рынке Казахстана на те самые $50 с тонны, чтобы предлагать Средней Азии зерно по прежней цене. А значит наши фермеры начнут терять на каждой тонне более чем 20 тыс. тенге. Если сегодня они продают качественное зерно, условно, по 130 тыс. тенге/тонна, то завтра смогут рассчитывать только на 105-110 тыс. Это означает минус 20% рентабельности просто на ровном месте.

Аналогичный пример мы видели с введением экспортной пошлины на подсолнечник - после этого цена на семечку упала ровно на те самые 100 евро с тонны, лишив аграриев части прибыли.

В нынешних условиях, когда фермеры едва сводят концы с концами после проблемной уборки урожая-2023, дальнейшее снижение рентабельности может просто добить очень многие хозяйства.

Особенный вред прозвучавших предложений о введении экспортной пошлины на пшеницу состоит в том, что как раз сейчас идет подготовка к посевной кампании. Если власти начнут всерьез обсуждать это безответственное предложение, то часть фермеров может вовсе отказаться от сева, справедливо полагая, что снижение рентабельности и без того низкомаржинального производства просто не позволит им осенью расплатиться по кредитам, которые они сейчас берут на покупку семян, дизтоплива, удобрений и агрохимии.

Самое интересное во всей этой истории состоит в том, что не ясно, кто же окажется в выигрыше, если экспортная пошлина будет введена. На первый взгляд, заинтересованы в этом могут быть казахстанские мукомолы, которым вроде как нужно дешевое сырье. Но дело в том, что казахстанские мельницы уже несколько лет подряд плотно сидят на российской пшенице. Так, за 2023 год в Казахстан было ввезено более 2 млн тонн пшеницы из РФ. Большая ее часть поступила на переработку в мукомольные предприятия. Так что им от наличия местного сырья ни жарко, ни холодно.

Государству введение пошлины тоже никакой выгоды не принесет. Да, бюджет можно будет пополнить (примерно на $350 млн в год), но только на время. Как только агропредприятия начнут разоряться одно за другим и отказываться платить по кредитам, бюджету страны придется потратить намного больше на то, чтобы, во-первых, спасти кредитные организации, а во-вторых, поддержать самих фермеров. Иначе - окончательный подрыв продовольственной безопасности Казахстана, рост безработицы на селе и волна миграции в города.

Так кому же может быть выгодно введение экспортной пошлины на пшеницу? Пока очевидным выгодополучателем выглядит только Россия. Ведь если Казахстан сделает эту глупость и сам себе закроет путь на традиционный для себя рынок сбыта в Средней Азии, то освободившуюся нишу тут же с большим удовольствием займет Россия, которой куда-то надо девать свои рекордные урожаи.

Именно поэтому предложение горячих голов о введении экспортной пошлины на казахстанскую пшеницу выглядит как экономическая диверсия против собственной страны. Так и хочется попросить компетентные органы Казахстана проверить этих говорунов на связи с чужими государствами. Вдруг они несут свою чушь не по глупости, а из злого умысла.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.