Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Российские фермеры вывозят из Казахстана средства производства
Казахстанским аграриям приходится конкурировать с российскими коллегами за средства производства, поступающие в Казахстан. Спрос на них велик со стороны соседней страны, испытывающей сложности как с логистикой, так и санкционное давление. Все это приводит к дальнейшему росту цен на гербициды, удобрения и сельхозтехнику, осложняя подготовку к посевной кампании 2023 года.
Об этом на Международной зерновой конференции Eurasian Agricom рассказал Талгат Алдажаров, генеральный директор Aitas Agro, руководитель Комитета производства Зернового союза Казахстана.
- Еще весной мы озвучивали то, что себестоимость, с которой мы заходим в сезон 2022 года – это цветочки по сравнению с тем, с какой себестоимостью мы будем заходить в 2023 год, - отметил эксперт. - Рынок поменялся очень сильно. Раньше мы жили так: завершили сезон, закрыли долги, подбили итоги. А сейчас, закрывая этот сезон, мы уже должны закрыть если не половину, то существенную часть следующего сезона. И если в декабре прошлого года я закупался и думал, что делаю это достаточно рано, то сегодня значительную часть средств производства я вынужден контрактовать уже сейчас, в начале осени. И это хорошо, что у нас есть такая возможность – а она есть далеко не у всех фермеров.
На повышенный спрос накладываются проблемы с логистикой, а также снижение курса тенге: если в начале года он был на уровне 430 за $1, то сейчас 480. Также тенге упал и к рублю, с 1:6 в начале года до 1:8 на нынешний момент. С одной стороны, это снижает давление на казахстанский рынок более дешевой российской сельхозпродукции, с другой, опять же стимулирует рост цен на средства производства.
Читать по теме: Российская пшеница грозит обвалом рынку зерна в Казахстане
В этой ситуации Талгат Алдажаров считает важным, чтобы стоимость сельхозпродукции в Казахстане была справедливой. То есть, позволяла окупить растущие вложения в гектар.
- Поэтому говорить о справедливой стоимости сельхозпродукции достаточно сложно, это уже философский вопрос, - отметил Талгат Алдажаров. – И не только с точки зрения урожайности в разных регионах, но и исходя из возможностей разных фермеров. Если говорить в среднем про сельхозтоваропроизводителя, то та цена, которая озвучена Продкорпрацией, очень многих загоняет в ступор. Конечно, она лучше, чем могла бы быть. И мы даем себе отчет, что если бы Продкорпорация не объявила ее на нынешнем уровне, то цена на рынке ушла бы еще ниже, и ситуация была бы еще хуже. Да, есть надежда на то, что цена как-то отыграет, и как-то восполнить те потери, которые мы несем в этом году из-за роста себестоимости средств производства следующего года. Но почему-то за прошлые годы мы из оптимистов стали пессимистами.
Как отметил эксперт, фермеры сегодня действительно очень активно скупают средства производства. Дилеры даже сравнивают эту ситуацию с сезоном 2007-2008 годов, когда шли такие же активные продажи. Но сами аграрии обращают внимание на разницу: если тогда фермеры могли позволить покупать самую дорогую агрохимия и сельхозтехнику, поскольку были уверены в будущем. А сейчас покупки идут из прямо противоположной логики – все считают, что завтра будет хуже и в вопросе физического наличия товаров, и в вопросе стоимости.
- Но если так будет продолжаться, то привлекательность растениеводства будет еще снижаться, а интенсификация производства падать, - резюмировал Талгат Алдажаров. - И в этой ситуации нам важно понимать, какой будет позиция Минсельхоза РК в вопросах государственной поддержки аграрной отрасли.