Зачем Казахстану карбоновое земледелие

Отвальная распашка целинных земель в середине прошлого века привела к возникновению очагов деградации земли в Казахстане. Разрушение верхнего почвенного слоя запустило процессы ветровой и водной эрозии. Прямым следствием потери гумусного слоя стало снижение плодородия пашни.

- В Казахстане распространены солонцовые почвы, и их распашка привела к еще большему распространению солонцового процесса, - рассказала Ольга Андреева, сотрудник Секретариата Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. – Тем более, что были распаханы территории, изначально отведенные под пастбища. Изменился естественный набор природной растительности, сменились биогеноценозы. Это все и привело к деградации почв.

Биогеноценоз представляет собой устойчивую экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва). В случае с пастбищем речь идет о том, что животные поедают растительность, параллельно удобряя почву. А после распашки такой круговорот прекращается – урожаи выносят из почвы питательные вещества, а взамен земле ничего не возвращается (особенно если пренебрегать внесением удобрений и соблюдением севооборотов). Такое почвенное «голодание» - еще один триггеров деградации, наряду с эрозией.

В ходе мониторинга земель один из критериев деградации – снижение содержания почвенного углерода. Уже следствие этого - снижение продуктивности и оскудение растительного покрова.

На фото: Ольга Андреева

Углерод (карбон) – основной залог плодородия земель. Он накапливается почвенным органическим веществом, которое представляет собой гумусный слой, корни растений, свежие органические остатки и поедающие их микроорганизмы. Использование сидератов как «зеленого» удобрения, комбинированное внесение органических и минеральных удобрений, создание лесополос вокруг распаханных полей – все это ведет к увеличению углерода в почве.

И обратно - потеря углерода почвой происходит из-за удаления растительных остатков и гибели почвенных микроорганизмов.

Читать по теме: Как остановить деградацию пастбищ

Изменения в агротехнологиях могут приводить как к уменьшению, так и к увеличению содержания углерода в почве. В целом Служба охраны природных ресурсов (NRCS) Минсельхоза США выявила не менее 32 методов сохранения углерода фермерами.

Есть тут, конечно, и нюансы.

- Приумножение почвенного углерода требует длительного времени, поскольку это достаточно инертный показатель, - пояснила Ольга Андреева. – Нельзя говорить о том, что если в этом году мы внесли органическое удобрение, то уже в следующем у нас вырастет показатель содержания углерода в почве. Более того, запасы углерода могут вырасти только в тех пределах, в которых почва способна его накапливать. Если гумусный слой слабый, то и больших запасов углерода тут не будет. Поэтому распространенная идея о том, что чем больше органического удобрения мы внесем в почву, тем лучше – она не верна. Задача состоит в том, чтобы выйти на определенное плато по запасам углерода и поддерживать этот уровень.

Учитывая все это, эксперты и говорят о необходимости перехода к современным агротехнологиям. В частности, речь идет о No-Till, нулевой технологии землеобработки. Благодаря тому, что она исключает распашку почвы, снижаются риски эрозии. А благодаря оставлению на поле пожнивных остатков, в землю возвращается органика. Также необходимо и применение минеральных удобрений для восполнения выноса макроэлементов.

- Конечно, в любом регионе нужно ориентироваться на местные условия, нельзя рассчитывать только на какой-то одиин универсальный подход, - отметила Ольга Андреева. – Это же касается No-Till. В Канаде, Аргентине он широко внедрен, и оправдывается экономически. А где-то он не пойдет в связи с особенностями почв и другими ограничивающими факторами. Так что ситуацию надо рассматривать комплексно. Нужна определенная техника, определенная инфраструктура, определенные знания.

Читать по теме: Деградация земли ведет к конфликтам по всему миру

В последнее время в мире растет интерес к так называемому углеродному (карбоновому) земледелию. Оно рассматривается как многофакторное явление, но главный акцент делается именно на восстановлении плодородия почв благодаря накоплению органического углерода.

- Углеродное земледелие подразумевает внедрение комплекса технологий, которые помогают накоплению углерода в почве, - пояснила Ольга Андреева. – При этом, они несут многочисленные выгоды. No-Till как раз и относится к таким технологиям рационального землепользования. В принципе, все сельское хозяйство должно работать именно на этом принципе – сохранение плодородия почв.

Напомним, что с 13 по 17 ноября в Самарканде (Узбекистан) проходит XXI сессия Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. Обсуждаются вопросы противодействия деградации земель и восстановлению уже пострадавших участков. К 2030 году по всему миру предстоит восстановить 1,5 млрд га деградированных земель.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.