Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Юг Казахстана останется без хлеба по вине железнодорожников
В Казахстане существует такой дисбаланс: 80% потребителей муки находятся на юге страны, тогда как 80% производства зерна – на севере. Речь идет прежде всего о переработчиках. Поэтому, мельничным комплексам Казахстана каждый год приходится сталкиваться с проблемами при доставке зерна на эти 1,5-2 тыс. километров, что можно сделать только вагонами.
Ситуацию усугубилась в последние пару лет, поскольку Китай существенно нарастил транзит своих грузов через территорию Казахстана. Возможности казахстанской железной дороги оказались не готовы к тому, чтобы пропускать в стабильном режиме такие потоки грузов – не хватает локомотивной тяги, а сами транспортные коридору оказались слишком узкими.
Сами железнодорожники отдают приоритет именно транзиту, поскольку транзитный тариф намного выше тарифа для внутренних перевозок. В итоге, поставки зерна с севера на юг идут в режиме наименьшего благоприятствования.
- Проблемы с доставкой у нас возникают ежегодно по тем или иным причинам, но в нынешнем сезоне они начались очень рано, - рассказала порталу ElDala.kz Жанна Зубарева, руководитель мукомольной компании Grain House 555 из Шымкента. – И мы боимся, что они продлятся очень долго.
При этом, проблем с подачей подвижного состава от оператора вагонного парка «Астык транс» нет – проблема именно с доставкой зерновозов по железной дороге.
Кстати, в связи с этим убытки несет и сам «Астык транс», потому что вагонооборот снизился в разы. Получается, зерновозы простаивают, вместо того, чтобы работать и приносить прибыль.
Сам «Астык транс» сообщил по этому поводу 13 сентября следующее:
«Информируем о значительном ухудшении оборота вагонов. Так, во внутренних перевозках при нормативе 330 км/сутки фактическая скорость составила 94 км/сутки, на экспортных направлениях фактическая скорость составила 149 км/сутки (при нормативе 200 км/сутки). Замедление оборота приводит к срыву сроков возврата вагонов и подачи под следующую погрузку».
В связи с этим, компания попросила клиентов скорректировать свои планы по перевозкам, и при возможности перенести части ранее согласованных сентябрьских заявок на октябрь.
- Если раньше вагоны с севера до нас доходили за 3-4 дня, то сейчас они идут по 12-15 дней, а то и 20, - отметила Жанна Зубарева. – Кроме того, сейчас и заявки на вагоны под погрузку необходимо подавать намного раньше – иначе они просто не успевают доходить в срок.
В нынешнем году последствия транспортного коллапса для южных мукомолов ощущаются намного острее, поскольку из-за летнего скачка цен на зерно мельницам пришлось практически полностью выработать все свои запасы пшеницы, приобретенной зимой-весной. Сейчас силоса стоят пустые, и переработчики рассчитывали пополнить их в период массовой уборки урожая на севере, когда цены снизились до приемлемого уровня. Цены действительно снизились – со 180 до 120 тыс. тенге/тонна. Однако, сделать это сейчас невозможно по вине железнодорожников.
- Запасы зерна у южных мукомолов исчерпаны на 90%, - рассказала Жанна Зубарева. – Не буду говорить слишком громких слов и строить страшных прогнозов, но вы понимаете, что дефицит всегда приводит к росту цен. Это касается и муки с хлебом.
При этом, мукомолы жалуются на то, что никакого внятного диалога с руководством «КТЖ-ГП» выстроить не удается. Все сводится к нечетким обещаниям, что ситуацию будут регулировать в ручном режиме. Якобы, это должно помочь более быстрой доставке грузов. Но к сожалению, пока эти слова расходятся с делом.
- У меня в Чу груженые 15 вагоны просто стоят уже четверо суток, - рассказала Жанна Зубарева. – Из Чу до Шымкента полдня пути, но доставить мне их не могут. А вообще, мы их загрузили на севере и выкатили на станцию 2 сентября. В результате, у меня люди сидят без работы, а мы не можем покупателю отгрузить муку – потому что нет сырья.
Дополнительным обострением ситуации станет снятие ограничений на экспорт зерна и муки, коре случилось 15 сентября. Теперь нагрузка на транспортные коридоры вырастет еще сильнее, и поставки зерна внутри страны будут идти еще медленнее.