Полный запрет на ввоз российской пшеницы необходим Казахстану

В нынешнем сезоне Казахстан оказался в сложном положении - качество собранного зерна сильно пострадало из-за дождливой осени. В итоге хоть фермеры страны и намолотили 10 млн тонн пшеницы, мукомольными качествами обладает лишь половина из нее. Остальные 5 млн тонн - либо фураж, либо неклассное зерно, годное лишь на глубокую переработку.

Основная задача правительства сегодня - поддержать фермеров, создав условия для реализации скудного урожая по справедливой цене. Иначе под вопросом окажется способность крестьян расплатиться по текущим обязательствам и подготовиться к посевной 2024 года.

Очевидно, что главная задача страны сейчас - куда-то деть эти 5 млн тонн пшеницы низкого качества. Перерабатывать его внутри Казахстана невозможно - зерноперерабатывающие предприятия страны на это не способны в силу технологической отсталости. Поэтому выход только один - экспорт. Спрос на неклассное зерно есть, тот же Китай готов его брать в любом объеме и “раскладывать” на продукты с высокой добавленной стоимостью. Интерес есть у государств Средней Азии, которые могут использовать “некласску” на корма.

И это шанс для фермеров Казахстана: стабильный спрос экспортеров на некачественное зерно поддержит цены на нее внутри страны и позволит заработать фермерам.

Вопрос только в одном - пропускная способность железнодорожной инфраструктуры.

Как известно, пропускная способность железнодорожной инфраструктуры Казахстана - порядка 1 млн тонн пшеницы и муки в зерновом эквиваленте в месяц. И если Казахстан хочет избавиться от зерна низкого качества, то он должен практически полностью отдать свои железнодорожные возможности под его погрузку. В этой ситуации правительству нужно четко расставить приоритеты в формировании очереди экспортеров. На первом месте должны оказаться те, что будут отгружать за границу именно зерно низкого качества.

 

Почему российская мука дешевле казахстанской?

Полностью оправданным будет решение подвинуть в ее конец мукомолов. Уже несколько лет зерноперерботчики Казахстана плотно “сидят” на российской пшенице. По итогам прошлого сезона цифры импорта российской пшеницы и экспорта казахстанской муки практически совпали, около 2,5 млн тонн. Несложно предположить, что большая часть отгружаемой в Среднюю Азию “казахстанской муки” - на самом деле не вполне такая. Это значит, что для фермеров страны, которые сейчас нуждаются в поддержке, мукомольная отрасль значения не имеет - зернопереработчики перестали быть основными покупателями отечественного зерна.

Эта ситуация требует внимания властей и в смысле полного запрета импорта российской пшеницы. Запрет на ввоз автомобильным транспортом работает с апреля 2023 года, но сейчас зерно из России продолжает заходить в Казахстан по железной дороге, оказывая давление на цены внутри страны. Сейчас официально завезенная российская пшеница стоит 104-105 тыс. тенге/тонна, тогда как казахстанская пшеница мукомольного качества - 120-125 тыс. тенге/тонна.

Как ранее сообщала компания КТЖ, на октябрь были одобрены планы на ввоз почти 200 тыс. тонн пшеницы из России (а общий общем заявок превысил 350 тыс. тонн). Это еще раз подтверждает, что мукомолы Казахстана работают во многом на российском зерне, учитывая годовой объем производства муки в стране. Ведь если 200 тыс. умножить на 12 месяцев, то мы получим 2,4 млн. При том что за 10 месяцев текущего года Казахстан экспортировал 1,8 млн тонн муки (часть осталась на внутреннее потребление).

Несложно подсчитать и потери казахстанских фермеров от притока в страны российской пшеницы, исходя из нынешней разницы в цене казахстанского и российского зерна в 20 тыс. тенге. Умножаем 20 тыс. на 2,5 млн тонн и получаем 50 млрд тенге. Эта сумма стала бы мощной поддержкой фермерам на подготовку к посевной кампании 2024 года.

Отметим, что полный запрет на импорт в Казахстан российской пшеницы практически не принесет никаких инфляционных рисков для внутреннего рынка Казахстана. Ведь российская мука высокого качества в Казахстан заходит без ограничений. Причем ее цена ниже той, что предлагают казахстанские мукомолы, даже работающие на российском зерне: российские мукомолы в приграничных областях сейчас отпускают муку со склада по 23 рубля/тонна (115 тенге). Казахстанские же мельницы просят за тот же продукт больше 200 тенге. То есть импорт российской муки - это, напротив, шанс сдержать инфляцию в Казахстане.

А для казахстанских компетентных органов, кстати, это повод зайти с проверками в мукомольные компании страны и выяснить: почему они, работая на российском зерне, продают свою муку по такой цене, как будто она произведена из более дорогого казахстанского сырья?

Почему кто-то пытается пировать во время чумы?

 

Зачем нам транзит? Нам транзит не нужен!

Да, в прошлом сезоне крупным покупателем более дешевой пшеницы из России были птицеводческие хозяйства. Но в этом году для них нет смысла везти зерно из-за границы, поскольку фуража в стране достаточно и птицефабрикам можно использовать его.

Что касается мукомольной промышленности, то перейдя на закуп казахстанского мукомольного зерна (при полном запрете на импорт российской пшеницы), они не просто поддержат фермеров страны, но и сохранят для самих себя сырьевую базу на будущее. Нужно хорошо понимать, что посевная следующего года пройдет в условиях жесткого дефицита семян и дороговизны других средств производства. Если бросить фермеров без поддержки, то многие из них просто не выживут. Так что на чаше весов сейчас, с одной стороны, более высокая маржинальность мукомолов при работе на российском зерне, с другой - риск остаться без казахстанской пшеницы уже в ближайшем будущем.

Читать по теме: КТЖ отклонило заявки на ввоз 150 тыс. тонн российской пшеницы

В этой связи вызывает опасения позиция Минсельхоза РК, который вдруг решил "внести ясность" в собственный приказ о запрете на ввоз в Казахстан российской пшеницы (с исключениями для птицеводов, мукомолов и лицензированных элеваторов), оформленный в сентябре. Теперь вдруг аграрное ведомство решило пояснить, что транзит российской пшеницы через территорию Казахстана разрешен. Зачем? Как уже было отмечено, железнодорожная инфраструктура Казахстана и так не справляется с перевозками даже отечественного зерна, следствием чего стало скопление более 7 тыс. груженых вагонов в направлении Средней Азии и запрет на погрузки через станцию Сарыагаш с 1 по 7 ноября. Российскому зерну в этом направлении делать нечего, вывозить нужно свою пшеницу, чтобы поддерживать своих фермеров, а не российских. И Минсельхоз РК должен это понимать лучше всех остальных.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.