04 ноября 2020 Овощи и фрукты

Казахстан ежегодно экспортирует 300 тыс. тонн картофеля

В рамках форума AgriFood Qazaqstan 2020 прогнозом развития казахстанского рынка свежего картофеля поделился Кайрат Бисетаев, председатель правления Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана.

По словам спикера, картофель в стране производится в трех сегментах. Это ЛПХ, закрывающие в основном собственные нужды. Это мелкие крестьянские хозяйства, которые сажают картофель на площадях от 3 до 20 га, и в хороший год получающие излишки для реализации в городах.  

Но все же, основную потребность городского населения удовлетворяют промышленные картофелеводческие хозяйства. Это сегмент очень активно развивается в Казахстане. Предприятия имеют современные хранилища и обеспечивают картофелем население круглый год.

- Казахстан всегда был  импортозависим по картофелю, - отметил Кайрат Бисетаев. - Но с 2016 года мы полностью закрыли внутренний рынок страны, и сегодня имеем экспортный потенциал в пределах 300 тыс. тонн в год. Это тот картофель, который имеет высокое качество, хорошо хранится, и мы уже можем приходить на его переработку.

В каротфелеводческих хозяйствах идет модернизация технического парка (техника полностью европейская), старые поливальные системы заменяются образцами мировых лидеров. Модернизируются и сами картофелехранилища. Все это обеспечивает отрасли большую устойчивость.

- Когда весной случился коронакризис, мы опасались последствий – что до нас не дойдут семена, запчасти, агрохимия,  - рассказал Кайрат Бисетаев. - Но благодаря ручному управлению правительства, мы на себе последствий не ощутили, посадили столько каротфеля, сколько планировали. И урожай получили на уровне среднего, несмотря на засуху.

Читать по теме: Фермеры призывают к амнистии «серого» рынка​

Проблему в отрасли Кайрат Бисетаев видит в непрозрачности. Ведь сейчас даже в МСХ РК никто толком не знает, сколько картофеля, а также других овощей (моркови, например), производится и потребляется в стране. Это привел к тому, что весной МСХ РК закрыл экспорт, что вызвало потерю части внешних рынков.

- Вывод из-за коронакризиса – нам нужна надежная система мониторинга, - отметил Кайрат Бисетаев. – Нам нужно знать, сколько мы производим и сколько потребляем. Пока у нас везде используются примерные «расчетные» данные. А четкой прослеживаемости товаров у нас нет. Министерство торговли этим сейчас озаботилось, и нас это радует. Идет выстраивание товаропроводящей системы, благодаря чему мы надеемся прийти пониманию реальных цифр.