Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Фермеры призывают к амнистии «серого» рынка
Ограничения на экспорт сельхозпродукции, введенные в Казахстане минувшей весной, больно ударили по фермерам страны. Мало того, что аграрии не смогли реализовать свою продукцию по выросшим «весенним» ценам, так еще и уступили долю традиционного рынка сбыта конкурентам.
«По моркови, по семенному картофелю, по капусте – по этим позициям наш экспорт проиграл. Но винить кого-то лично в этом нельзя, ведь причина проблем в отсутствии прозрачной системы учета. И сегодня нам нужно принять ряд мер, чтобы эту систему создать», - рассказал в интервью ElDala.kz Кайрат Бисетаев, председатель Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана.
Патовая ситуация
Антимонопольная служба Казахстана периодически обращает внимание на ценовую динамику рынка картофеля и других овощей, обвиняя производителей в необоснованном поднятии цен весной. А ведь производители считают среднюю цену за год. Осенью урожай продается «с поля» - часто на уровне себестоимости, а то и ниже, поскольку нужны деньги на неотложные платежи. Дальше цена начинает расти, и достигает пика весной. В результате, по году фермеры получают среднюю рентабельность.
На фото: Кайрат Бисетаев, фото - Сергей Буянов
Однако, нынешней весной «поймать» весенний всплеск они не смогли из-за ограничений на экспорт. И понесли серьезные убытки.
- Когда случился коронавирус, экспорт закрыли, - прокомментировал ситуацию Кайрат Бисетаев. - Производители начали возмущаться. Но я говорю - поставьте себя на место министра. Честно, он же понятия не имеет, сколько у нас картофеля в Казахстане. Сейчас никто этого не знает из-за отсутствия прозрачной системы учета! И поэтому власти решили – лучше перестраховаться, запретив экспорт, чем рисковать и оставлять без продовольствия население страны.
Читать по теме: Теневой рынок зерна в Казахстане оценили почти в 1 млн тонн
Это те условия, в которых приходится работать Министерству сельского хозяйства. И изменить их только своей волей аграрное ведомство не может. Это по силам, прежде всего, самим производителям.
Потерянные рынки
Конечно, власти в большой степени сами виноваты в недоверии фермеров. Случаи были многократно, когда чиновники распоряжаются урожаем фермеров, как своим собственным, отдавая приказы, куда и по какой цене «сдавать» продукцию. Особенно в неурожайные годы. Отсюда и отсутствие доверия, накопленное годами. И это плохо, поскольку, в итоге, мешает работать всем. Минувшая весна тому отличный пример.
- Когда товарный картофель нам отгружать за границу запретили, мы не спорили – объемов было мало, - подчеркнул Кайрат Бисетаев. - А вот по семенному картофелю мы согласны не были, начали «пробивать» отмену запрета. В итоге, нам экспорт семян разрешили в рамках квот. Но время было упущено – мы не смогли продать половину того, что планировали. Оказалось, что достаточно уйти с рынка на две – три недели, и наши клиенты нашли других поставщиков.
То же самое случилось и по моркови – традиционный весенний сбыт на Россию упал на 50% (а это ни много ни мало – 8 тыс. тонн!) из-за двухнедельного оформления квот. Сибиряки ждать не стали и закупились в Волгоградской области. И теперь не известно – в следующем сезоне смогут казахстанские производители вернуться в этот регион или нет.
По товарному картофелю ситуация получилась совсем обидная: когда Казахстан закрыл границы, на территории страны оказалась большая партия российского картофеля, который шел в Узбекистан. Естественно, его из страны не выпустили и разгрузили на Сарыагаше, раскидав по регионам. Такой «вброс» сломал ценовую ситуацию на внутреннем рынке.
Цифровая амнистия
Именно эти «уроки коронавируса» и повернули фермеров к уверенности в необходимости делать рынок прозрачным.
- Мы не хотим продолжения ситуации, когда аким региона или Минсельхоз выступают в роли наших оппонентов, - сказал Кайрат Бисетаев. – Ведь в итоге, проигрываем мы – теряем объемы реализации.
От имени Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрат Бисетаев подготовил предложение, которое официально отправил в правительство. Главный пункт – необходимость провести амнистию по статистике. Чтобы фермеры могли без последствий для себя, без наказаний предоставить реальные цифры по своим хозяйствам. Площади сева, объемы производства – все эти данные. Амнистия станет отправной точкой обеспечения прозрачности рынка.
При этом, конечно, только амнистией проблему не решить. Параллельно с ней Администрация Президента должна поменять KPI для региональных акимов. В них не должно быть зависимости оценки деятельности местных властей от урожайности, площадей и подобных параметров. Потому что именно желание выглядеть лучше – одна из причин искажения статистики. Сейчас каждый должен ежегодно показывать рост, а ведь так не бывает. Тем более в Казахстане, в зоне рискованного земледелия.
- Нужен объективный KPI, который не будет понуждать акимов к вранью, - отметил Кайрат Бисетаев. - Нет в этом году урожая – надо просто обосновать, почему. Вот, Костанайская область в прошлом сезоне пострадала от засухи – в чем тут вина акима? А пока у нас так, что сидят каждую осень акимы трех зерновых областей, Костанайской, Акмолинской, и Северо-Казахстанкой, и не знают, какие цифры в отчеты написать, чтобы не выглядеть хуже других. Игра у них такая, от которой надо уходить.
Читать по теме: ЗСК оценил теневой рынок зерна в $250 млн
Если правительство поддержит предложения Союза, нужно будет работать уже внутри организации, чтобы все фермеры поняли выгоды для себя от честной статистики. Главное - не терять в таких ситуациях, какая сложилась нынешней весной. Если будет прозрачность, правительство сможет видеть реальную картину - сколько нужно внутреннему рынку, а сколько можно продать за рубеж без риска для собственной продовольственной безопасности.
- Думаю, идею амнистии по статистике поддержат и другие отрасли, - уверен Кайрат Бисетаев. - Надо приводить учет в порядок.
Электронный глаз
Есть у фермеров и определенная надежда на систему Qoldau. Она работает уже третий год, и потихоньку должна открывать новые возможности. Но конечно, сначала необходимо ее реформировать, в том числе и в организационном порядке – аграрии считают необходимым передать Qoldau в ведение Правительства для граждан, которое сейчас управляет электронным правительством egov.kz. Частники из системы должны уйти, что позволит ей решать задачи на государственном уровне, а также исключит проблему постоянного роста стоимости подключения, с чем категорически не согласны фермеры. Ведь госуслуги в стране, по закону, должны предоставляться бесплатно.
Требуется платформе и технологическое развитие.
- Изначально специалисты Qoldau уверяли нас, что благодаря спутниковым снимкам вегетации они могут определить, где растет картофель, где пшеница, а где ячмень, -рассказал Кайрат Бисетаев. – Но оказалось, что пока они не могут этого делать. А вообще, идея такого электронного сервиса – очень нужная, поскольку могла бы предоставлять огромный объем информации, важной для прозрачности рынка.
Хорошие ожидания
Что касается прогноза на урожай картофеля нынешнего года, то он у Кайрата Бисетаева позитивный. Отсадились фермеры вовремя, семена использовали качественные. Единственное, многое все-таки зависит от погоды, даже для картофелеводов, которые работают на поливе. Тут тоже есть нюансы.
- Как правило, орошать картофель мы начинам с приходом июня, - объяснил фермер. - В нынешнем году, поскольку апрель и май были жаркими и сухими, нужно было начать с 12 – 15 мая. Не все были к этому готовы, и запоздали на неделю – 10 дней. Не знаю, как это скажется на развитии. Посмотрим. Но думаю, ничего критичного не случилось, и урожай получим не ниже прошлого года. Если не будет острой жары, особенно в августе, то все сложится хорошо!