Дешевая российская пшеница разоряет казахстанских фермеров
Фактор поставок дешевого российского зерна в ближайшие годы приведет к разорению тех фермеров, кто в силу погодно-климатических и почвенных условий, либо устаревших агротехнологий получает урожаи 4-7 ц/га. Об этом предупреждает Павел Лущак, директор ТОО «Найдоровское» из Карагандинской области.
- В этом сезоне аграрии достанут последние заначки, закроют долги, а на будущий год подушки безопасности уже не будет, начнут закрываться, - сказал Павел Лущак.
На перспективу урожая следующего сезона в Казахстане фермер смотрит оптимистично – благодаря хорошей влагозарядке средняя урожайность может подрасти до 15 ц/га. Но принципиально это ничего не изменит, потому что в России соберут как минимум 30 ц/га.
- Нужно посмотреть, на исходные цифры по урожайности зерновых в России и в Казахстане, и всё станет понятно, - сказал Павел Лущак. - В 2022 году средняя урожайность пшеницы в РФ составила 37 ц/га, в Казахстане около 12 ц/га. В текущем 2023 году Россия просела до 34 ц/га, но в Казахстане в среднем собрали не полные 8 ц/га. Это в четыре раза меньше российских показателей, от сюда и разница в себестоимости нашего казахстанского и российского зерна. И какой бы низкий ценник не поставили казахстанские фермеры, Россия предложит еще дешевле.
Вне зоны риска, считает Павел Лущак, те хозяйства, где урожайность превышает 10 ц/га. Хотя бы с минимальной рентабельностью, но они смогу существовать. А для того, чтобы зарабатывать хорошо и иметь ресурсы для развития, необходимо повышать отдачу с каждого гектара, увеличивая производительность труда. В нынешнем сезоне, несмотря на все сложности, в «Найдоровском» урожайность пшеницы – около 20 ц/га. Это результат грамотной работы.
- Наше предприятие, как многие в нашем регионе, хорошо продвинулось в средней урожайности за последние 10 лет, - рассказал Павел Лущак. - Резервы дальнейшего роста еще есть – расширение площадей орошения, использование удобрений, применение подкормок, внедрение новых засухоустойчивых и интенсивных сортов, включение в севооборот высокомаржинальных культур, цифровизация процессов. За пять лет надеемся еще больше увеличить рентабельность 1 га и производительность труда.
Фермер отмечает, что перечисленные инструменты могут использоваться всеми аграриями страны. Вопрос только в том, чтобы у них были финансовые ресурсы на это. А также в том, чтобы цены на сельхозтехнику, агрохимию и прочие средства производства не росли ежегодно устрашающими темпами. Важную роль тут должно играть государство, но пока оно не справляется.
- Куча программ и мер поддержки, а воз и ныне там, - сказал Павел Лущак. - На нас негативно влияют препоны в виде того же утильсбора на сельхозтехнику. Наше хозяйство активно обновлялось в 2021-2022 годах, утильсбора заплатить пришлось 160 млн тенге. Кто этому будет рад? В тоже время, удобрения подорожали в 2,5 раза. К примеру селитра стоила 77 тыс. тенге/тонна, стала стоить 200 тыс., сульфоаммофос стоил 125 тыс. тенге/тонна, стал стоить 320 тыс. Вот так залезли в карманы наших предприятий. А эти средства должны были идти на внедрение технологий и повышение урожайности.
Аналогично зерну складывается ситуация и с производством картофеля в Казахстане. В России сейчас картофель стоит 6-8 рублей, это на наши деньги 30-40 тенге/кг. С доставкой до Казахстана стоимость не будет превышать 70 тенге/кг, с НДС 80 тенге/кг.
- Это также, приводит к низким ценам на картофель и нулевой рентабельности, - сказал Павел Лущак. - Сейчас некоторые фермеры, продают картофель, по 50-60 тенге/кг, себе в убыток.
Читать по теме: Полный запрет на экспорт муки необходим Казахстану
Конечно, и сам фермер должен грамотно подходить к прочитыванию экономики своего хозяйства. В том числе, рассматривать возможность диверсификации рисков за счет развития животноводства. Ведь кормовые культуры, "пропущенные" через скот, дают прибыли в два раза больше, чем елси их просто экспортировать.
- Смотрите на узбеков – они покупают у нас бычков, откармливают нашими же шротами и зерном, и зарабатывают больше наших аграриев, которые вырастили теленка до бычка и отдали своими руками всю прибыль узбекам, имея собственное зерно и корма. Кто нам виноват в этом случае? – сказал Павел Лущак.
Пока сельское хозяйство развивается таким образом, давление дешевой российской пшеницы и будет вести к банкротству неконкурентоспособных фермерских хозяйств.