Российский рынок остается закрытым для мяса из Казахстана
Казахстан и Россия в январе этого года отменили взаимный запрет на поставки мяса и мясной продукции. Но казахстанские экспортеры так и не смогли вернуться на российский рынок из-за негласных барьеров. Производители просят правительство РК усилить переговорную позицию при обсуждении торговли, а также перезагрузить ветеринарную систему, которая является основой как для развития животноводства в стране, так и для переработки и последующего экспорта готовой продукции.
- Наши переработчики по-прежнему не могут зайти в Россию с колбасами, деликатесами, потому что действуют негласные барьеры, - рассказал на заседании Комитета АПК в НПП «Атамекен» Азамат Орумбаев, исполнительный директор Ассоциации мясоперерабатывающих предприятий Казахстана. - При этом у нас 60-70% полок занимает российская и белорусская продукция. Эпизоотическая ситуация в России и в Казахстане одинаковая – и по ящуру, и по сибирской язве, и по нодулярному дерматиту. Но мы потеряли статус по ящуру Международного эпизоотического бюро, и россияне этот рычаг используют. Они разрешили ввозить продукцию из пяти южных регионов (пять зон, признанных МЭБ благополучными по ящуру с применением вакцин), но на самом деле – нельзя ввозить. Потому что Россия не разрешает провоз через «грязные» зоны. Самолетом что ли возить продукцию?
Он отметил, что в Казахстане нет ведомства, которое бы полноценно занималось вопросами пищевой промышленности. Переработка и экспорт готовой продукции являются конечным этапом программы животноводства, от этого зависит вопрос продовольственной безопасности. Сейчас же переработка, по словам Азамата Орумбаева, «лежит на боку».
- Сейчас на переработку в основном идет коровняк, на рынке в основном – коровы, а хорошее мясо, в том числе живой скот, идет на экспорт, - подчеркнул эксперт. - То есть, мы тратим все усилия на то, чтобы развивалась переработка соседних стран. В стратегическом плане мы должны экспортировать готовый продукт и получать валютную выручку.
Развитие переработки начнется только после того, как будет отрыт экспорт. Когда появятся уверенные перспективы сбыта, в отрасль придут и инвесторы. А пока компании не рискуют вкладывать средства в этот бизнес. В пример Азамат Орумбаев привел компанию KazBeef, которая в 2021 году планировала инвестировать десятки миллионов долларов в расширение мощностей перерабатывающего завода в Щучинске. Однако в стране произошла вспышка ящура, соседние страны приостановили экспорт продукции животноводства из Казахстана, и бизнес-стратегию пришлось пересматривать.
В то же время соседние страны, особенно Узбекистан, готовы покупать живой скот из Казахстана. Если не будет собственной переработки, то экспортеры начнут диктовать рынку свои условия закупа, невыгодные фермерам.