Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Как в Узбекистане работает система закупа сельхозпродукции
В Узбекистане существует разветвленная сеть заготовки сельхозпродукции, которой могут пользоваться все аграрии. Благодаря этому ни у кого не возникает сложностей с реализацией выращенного зерна, овощей или фруктов – всё забирают прямо с поля или со склада хозяйства.
Об этом порталу ElDala.kz рассказал Отабек Ильясов, фермер из Самаркандского района Самаркандской области.
- У нас есть договор с компанией, которая занимается закупкой продуктов у фермеров, а потом либо реализует ее на внутреннем рынке, либо экспортирует в Россию и Казахстан, - рассказал Отабек Ильясов. – Если цена устраивает фермера, то они приезжают к нам и забирают урожай.
Государство сейчас в работу аграриев не вмешивается, отметил фермер. Да, раньше поступала разнарядка, что именно и на каких площадях выращивать в этом сезоне. Кроме того, устанавливались и цены закупа урожая. Сейчас фермер сам определяет севооборот с учетом задачи по сохранению плодородия. То же самое с ценами – закупщик и производитель договариваются напрямую.
Климат региона позволяет собирать два урожая за сезон. Например, после уборки озимой пшеницы сеется лук. Конечно, маржинальность овощей выше, но необходимо соблюдать севооборот для сохранения плодородия.
- У нас есть группа в телеграмме, куда включены все фермеры района, - добавил Отабек Ильясов. – Там есть и специалисты по агрономии, которые дают рекомендации по нашей работе. Мы все это слушаем и внедряем.
Ферма Отабека немаленькая по местным рекам, 29 га. Из них 6 га – это пашня, на которой выращиваются пшеница и разные виды овощей – капуста, картофель, лук, чеснок. Остальные 23 га занимают виноградники и сады.
Все земли поливные. Правда, на большей части пока используется устаревшая бороздковая система орошения. Ее использование ведет и к большим потерям воды, и к водной эрозии почвы, и к засолению пашни. Все это – триггеры деградации земли, которая тут на вес золота. Поэтому государство стимулирует узбекских фермеров переходить на капельное орошение или дождевание. Субсидии на внедрение этих технологий составляют 30-50%. Желающих много, однако бюджет ограничен. Поэтому фермеров на субсидирование отбирают по критериям – опыт, продуктивность производства, так далее.
Отабек Ильясов уже установил «капельку» на 1 тыс. га. В планах со временем перевести на эту технологию все свои площади. Это позволит более рационально использовать и воду, и землю.
Читать по теме: Сокращать площади под пшеницей необходимо Казахстану
На сегодня в Узбекистане деградировано 26% земель. Большая их доля приходится на высохшее дно Арала, где ведутся работы по созданию насаждений для предотвращения пыльных бурь. Но подвержены опустыниванию и сельхозземли.
Также есть риски и с орошением: до 80% используемой в стране воды Узбекистан получает из сопредельных государств. А в целом 90% водозабора в стране уходит на сельское хозяйство.
Напомним, что с 13 по 17 ноября в Самарканде проходит XXI сессия Комитета по рассмотрению осуществления Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. Рассматриваются вопросы сохранения земель, противодействия засухам и пыльным и песчаным бурям.