Продкорпорация заменит мукомолов на внутреннем рынке Казахстана

В Казахстане идут активные обсуждения планов правительства по усилению роли Продкорпорации в торговле зерном и прочими видами сельхозпродукции. Участники рынка опасаются того, что в результате реализации этих планов государственная компания монополизирует внешнюю торговлю пшеницей. Однако такой задачи перед Продкорпорацией никто не ставит, а расширение ее функционала на внешнюю торговлю направлено прежде всего на сохранение стабильности внутренних цен на сельхозпродукцию.

Причем придание Продкорпорации большего веса - во многом вынужденный шаг властей, связанный с изменением в структуре зернового рынка.

Почему так произошло, давайте разбираться вместе.

Полный обзор в формате видео смотрите на нашем youtube-канале:

 

 

Без премии за качество

Роль Продкорпорации с момента ее создания ограничивалась работой на внутреннем рынке для снижение колебания цен. То есть в период низких цен она помогала фермерам, закупая у них зерно выше рынка (так, например, происходит сейчас с закупом проросшего зерна по 70 тыс. тенге/тонна). А в период высоких цен Продкорпорация снабжает хлебопеков, птицеводов и животноводов более дешевым зерном для стабилизации цен на продукты питания.

Однако в настоящий момент прежнего формата работы уже недостаточно, и План развития Продкорпорации до 2030 года предполагает ее активное участие и в экспорте сельхозпродукции, для того чтобы убирать с рынка "лишние" объемы зерна. При этом оговаривается тот момент, что закупать зерно для поставок на внешний рынок Продкорпорация будет у мелких фермеров, которые сами не имеют возможности заниматься экспортом.

Почему это стало необходимым?

Для стабильной работы зернового рынка Казахстана необходимо присутствие на нем нескольких покупателей. Как минимум двух. До недавнего времени это так и было - пшеницу у фермеров покупали, с одной стороны, трейдеры для отгрузки за рубеж, с другой - мукомолы для переработки зерна внутри страны.

Но несколько лет назад мукомольная промышленность Казахстана массово перешла на российскую пшеницу, поскольку она стала дешевле казахстанской. О долгосрочных последствиях такого решения никто не думал. А они проявились очень быстро: цену казахстанского зерна начало "прибивать" к цене российского. А это в корне неправильно, ведь казахстанское зерно дороже по объективным причинам. Во-первых, у России ниже себестоимость за счет более влажного климата. Во-вторых, казахстанская пшеница чаще всего имеет высокое содержание клейковины, это зерно hi-pro. Именно это определяет высокие хлебопекарные качества муки, сделанной из такого зерна.

Но ценовую премию за качество казахстанские фермеры не получают: переработчики хотят увеличить свою маржинальность за счет более дешевого сырья и покупают российскую пшеницу. Так казахстанские фермеры вынуждены снижать цену на свое качественное зерно до уровня российского и теряют рентабельность.

 

Без глубокой переработки

Могли ли пойти казахстанские зернопереработчики по другому пути? Конечно. Намного дальновиднее с их стороны было заниматься как улучшением технологий переработки с повышением выхода муки из сырья, так и в целом развивать производства по глубокой переработке зерна, с получением из него не только муки или комбикормов, а продуктов с высокой добавленной стоимостью - крахмала и так далее. По этому пути пошли наши соседи в Узбекистане, которые за счет этого, даже не имея достаточной собственной сырьевой базы, выдавливают казахстанских мукомолов как с собственного рынка, так и с рынков других среднеазиатских государств.

Кстати, от этого решения пострадали и рядовые потребители муки как внутри Казахстана, так и за его пределами. Ведь используя для производства муки пшеницу низкого качества из России, мукомолы пошли на применение различных химических добавок, повышающих технические параметры готового продукта. Но понятно, что такая "высокотехнологичная" мука - это не одно и то же в сравнении с натуральной мукой, без всяких химических добавок изготовленной из казахстанской пшеницы hi-pro. Не удивительно, что народ постоянно жалуется на то, что хлеб из современной муки - невкусный, крошащийся и так далее.

И это в перспективе грозит казахстанским мукомолам потерей даже внутреннего рынка страны. Ведь российские зернопереработчики уже имеют преимущество в дешевом сырье. Как только они подтянут к новому уровню и технологические возможности переработки, то смогут завалить Казахстан своей мукой, экспорт которой пошлиной не облагается (в отличие от пшеницы).

А значит, реализация своего урожая для казахстанских фермеров на внутреннем рынке будет все более сложным вопросом. Поэтому на нем и должна начинать активнее присутствовать Продкорпорация.

Далеко за примером ходить не будем - в текущем аграрном сезоне фермеры просили дать им возможность продать в Продкорпорацию 3-3,5 млн тонн пшеницы низкого качества. Но в нынешнем своем состоянии госкомпания не имеет возможности сделать это, и прием будет осуществлен в объеме всего лишь 300 тыс. тонн.

 

Без ценового ориентира

Теперь об экспорте. Железнодорожная инфраструктура Казахстана позволяет стране отгружать на экспорт зерна намного больше, чем сейчас. Напомним, в Китай в 2023 году ушло 2,2 млн тонн зерновых грузов. Эксперты говорят, что объем можно нарастить вдвое, до 5 млн тонн в год. Однако росту экспорта мешают различные бюрократические барьеры со стороны КНР. Но сегодня в Казахстане нет органа, ответственного за постоянный контакт с китайской стороной по этому вопросу. И придание этих полномочий Продкорпорации - логичный шаг.

Кстати, в самом Китае с середины прошлого века успешно работает государственная компания COFCO. Сейчас она входит в число крупнейших компаний не только Китая, но и мира. По сути, это аналог нашей Продкорпорации с годовым оборотом более $100 млрд. Этот опыт Казахстану необходимо изучить и использовать на пользу развития АПК страны.

Читать по теме: Продкорпорация будет помогать мелким фермерам в реализации зерна

И в конце обратимся к моменту, который смущает многих противников усиления роли Продкорпорации на рынке. Он заключается в пункте, который предполагает установление госкомпанией "справедливых цен закупа зерна на рынке". Мол, это вмешательство в рыночные отношения. Что на это сказать? Никаких справедливых отношений на рынке зерна Казахстана сейчас нет. Потому что нет биржевых торгов пшеницей, как в США или Европе, где действительно проходит прозрачный и справедливый процесс ценообразования. В Казахстане же сейчас рынок качают из стороны все кому не лень. Где тут цивилизованность?

И самое главное - Продкопорация по факту уже сегодня выполняет роль ценового ориентира, устанавливая цены закупа осенью по форвардам и в собственные ресурсы. Просто пока объем этих покупок небольшой, и его влияния на рынок не хватает дольше, чем на пару осенних месяцев. Для того чтобы цены были стабильны в течение всего года, и необходимо увеличить присутствие Продкоропрации на рынке. Фермеры скажут спасибо.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.