Почему Казахстан попал в зависимость от импорта продуктов питания

Казахстан располагает огромными земельными ресурсами - 25 млн га пашни и 185 млн га пастбищ. Однако до сих пор зависит от зарубежных поставок продовольствия по многим позициям - молочным продуктам, мясным и кондитерским изделиям, овощам и фруктам. Особое недоумение вызывают поставки в нашу страну тех видов готовых к употреблению продуктов питания, сырье для которых зарубежные предприятия приобретают у нас. Например, Казахстан экспортирует в Италию пшеницу твердых сортов, а завозит оттуда макаронные изделия.

Почему так происходит, давайте разбираться вместе.

Полный обзор в формате видео смотрите на нашем youtube-канале:

 

Переработчики говорят о нескольких проблемах. Одна их первых - дефицит квалифицированных кадров, прежде всего технологов. Многим предприятиям, решившим зайти в пищевку, приходится сегодня приглашать специалистов из-за границы. Понятно, что небольшим начинающим компаниям это не по карману, и поэтому пищевая промышленность не развивается в сегменте малого и среднего бизнеса. Да и в целом отстает от передовых государств, которые имеют возможность отслеживать тренды на рынке и оперативно вводить в ассортимент те позиции, на которые появляется спрос.

Вторая проблема - низкая платежеспособность внутреннего рынка Казахстана. Денег у казахстанцев мало, поскольку доходы отстают от роста цен. Все мы знаем статистику, которая говорит о том, что на еду казахстанцы тратят половину семейного бюджета, тогда как в развитых странах - 10-15%. Это вынуждает большую часть населения экономить и выбирать самые дешевые продукты питания. Производителям в этой ситуации невозможно рассчитывать на то, что внутренний рынок обеспечит им спрос, если они начнут выпускать какие-то продукты с высокой добавленной стоимостью. А работать сразу с прицелом на экспорт, опять же, возможно лишь крупным компаниям, но никак не малому бизнесу, который, по идее, более гибкий и должен выступать драйвером развития.

Ну, а главная проблема пищевой промышленности Казахстана - дефицит качественного сырья. Взять ту же баранину, спрос на которую есть со стороны арабских государств. Можно было бы развить ее переработку с разделкой туш, производством полуфабрикатов, колбас, копченостей, с упаковкой в вакуум охлажденного мяса и поставкой на рынки Персидского залива. Но дело в том, что овцеводство Казахстана в нынешнем его виде не может обеспечить стабильные поставки в течение года. Скот поступает на убой сезонно - то пусто, то густо. В таком режиме переработчики функционировать не могут, поскольку мясокомбинат не может то простаивать, то запускаться вновь. И поэтому казахстанская баранина уходит в самом простом и дешевом виде - тушами, без какой-либо добавленной стоимости.

То же самое с молоком. Согласно статистике, Казахстан производит 6,5 млн тонн сырого коровьего молока в год. Однако 70% этого объема (4,5 млн тонн) приходится на личные подсобные хозяйства сельчан и не дотягивает до критериев качества и безопасности, необходимых молокозаводам. В итоге на переработку поступает менее 2 млн тонн сырого молока в год, и внутренний рынок страны по готовой молочной продукции во многом зависит от импорта, особенно по самым маржинальным позициям - сыру и творогу. А собственное производство этих продуктов не может развиваться в силу отсутствия сырья, тем более что у сыроделов к нему повышенные требования.

В аналогичной ситуации сахарная отрасль Казахстана - тут ситуация и вовсе безнадежная, собственным сырьем в виде сахарной свеклы страна обеспечена менее чем на 10%. Да и то, сахарные заводы жалуются, что выращиваемая в Казахстане свекла далека от оптимальной.

Или возьмем картофель. Его в последние годы в Казахстане производится больше, чем может потребить внутренний рынок. И в результате есть два пути - уже привычный экспорт в виде сырья либо запуск перерабатывающих производств с выпуском картофеля фри или чипсов. Но оказывается, что выращиваемый у нас картофель для промышленной переработки не подходит по своим параметрам. Там нужны особые сорта, со своими характеристиками. Поэтому переработка не развивается, и мы продолжаем торговать сырьем.

Во всем этом просматривается отсутствие какой-либо координации между аграрной отраслью и перерабатывающей. Это неудивительно, поскольку в Казахстане нет госоргана, отвечающего за развитие пищевой промышленности, и нет отдельной государственной программы, которая бы прописывала долгосрочную стратегию развития пищевого сектора и предлагала бизнесу инструменты поддержки. А они необходимы - это и длинные доступные кредиты, и преференции по налогам, и много другое. Иначе нашим компаниям будет невозможно с нуля конкурировать с теми зарубежными производителями, которые работают в этом сегменте уже десятилетиями и имеют преимущество в виде стабильной сырьевой базы, наработанных рынков сбыта и вооруженных передовыми технологиями.

К сожалению, Минсельхоз Казахстана старательно дистанцируется от вопросов переработки, считая, что его задача состоит только в производстве сельхозсырья. Но это в корне неверный подход. Ведь если сырье будет перерабатываться внутри страны, то это позволит решить вопрос повышения маржинальности АПК. Сейчас наши фермеры предпочитают работать на экспорт, поскольку зарубежные покупатели платят больше. Конкурировать с ними местные переработчики не могут, поскольку глубины переработки у них нет, а значит нет и добавленной стоимости. Если же они встанут на ноги, отвоюют у импорта внутренний рынок и выйдут на экспорт со своими готовыми к употреблению продуктами питания, то будут зарабатывать больше и окажутся способны предлагать отечественным фермерам справедливую цену.

Сергей Буянов

 

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.