Запрет на экспорт скота ведет животноводство к дефолту

Казахстанские эксперты не раз предупреждали, что принятое в правительстве следование краткосрочным целям (сдерживание цен на продукты питания) приведет к системной проблеме для всего животноводства. Так и случилось: ограничения экспорта живого скота сильно ударили по мясным компаниям, имеющим в структуре откормплощадки, поскольку их товар оказался лишен сбыта по справедливой цене. На внутреннем рынке им пришлось конкурировать с дешевой говядиной ЛПХ, естественно, в ущерб себе по цене. А к настоящему моменту и вовсе сложилась ситуация, когда спроса на качественный откормленный скот либо нет вообще, либо он очень слабый.

Это бьет по перспективам развития всей мясной отрасли Казахстана. О том, как вернуть фермерам Казахстана интерес к развитию животноводства и поддержать отрасль портал ElDala.kz поговорил с Болатом Бекбердиновым, учредителем ТОО "Елим-Ай Кокпекты". Этот агрохолдинг из области Абай мы посетили в рамках АгроКаравана Мясо 2024.

Полное интервью в формате видео смотрите на нашем Youtube-канале:

 

Скот высшего качества в Казахстане не востребован

Компания "Елим-Ай Кокпекты" стоила свою бизнес-модель и вливала огромные инвестиции в проект с целью выращивания высококачественного откормленного скота. Практически сразу стало очевидно, что платежеспособного спроса на таких животных в Казахстане нет: внутренний рынок ориентирован на забой скота из личных подсобных хозяйств населения и мелких ферм, которые скот до оптимальных убойных кондиций не доводят, не соблюдают элементарные нормы санитарной и ветеринарной безопасности, не вкладываются в корма. За счет этого себестоимость мяса, производимого в ЛПХ и на откормплощадках, существенно различается. Ведь по сути, это два разных продукта - оба называются "говядина", но имеют абсолютно разные характеристики, как по вкусу, так и по составу, пищевой безопасности и прочему. Соответственно, и цена у них должна быть разной.

В какой-то момент рынок отрегулировал ситуацию естественным образом: откормленный скот пошел на экспорт, прежде всего в Узбекистан, где за него были готовы платить более высокую цену. Ну, а местный рынок продолжил потреблять говядину более низкой категории. Однако вскоре государство, озаботившись ростом цен на мясо в стране, ввело сначала полный запрет на экспорт КРС, а потом разрешило вывозить бычков, но только в рамках квот.

 

Глаза у животнововдов больше не горят

- Мы продавали свой откормленный скот с откомочника в нашу соседнюю республику - Узбекистан, - рассказал Болат Бекбердинов. - Понемногу были покупатели из Таджикистана и Кыргызстана, но основные продажи шли именно в Узбекистан. Это исконный наш рынок сбыта уже в течение 5-6 веков. Они знают наше мясо, знают наш скот. Они знают возможности крупных компаний, которые занимаются откормом скота - "Елим Ай", "Терра" и других. За наш продукт они готовы давать предоплату, поскольку уверены в качестве и востребованности нашего мяса на их рынке. Самое интересное, что откормленный нам скот в Узбекистане не докармливается - от нас он идет прямиком на бойню в Ташкенте. То есть, товарные качества нашего скота на высшем уровне.

- Сейчас есть возможность отправлять скот в Узбекистан, хотя бы в рамках квот?

- Насколько я понимаю, на 10 августа все официальные ограничения на экспорт скота действовать перестали. Но на сегодняшний день мы экспортировать не можем, поскольку возникло другое препятствие - разрешение на экспорт должны выдавать в электронном виде, а система пока не работает. Во всяком случае, так нам это объясняют. Наши партнеры в Узбекистане ждут уже два месяца, с 10 августа, но произвести отгрузку мы не можем. Для бизнеса это очень большой срок, тем более в конце года, когда нам надо закрывать собственные обязательства по кредитам и всему прочему.

А прошлом голу нам квот просто не досталось: мы вроде бы вовремя подали заявку, но все объемы уже были распределены. И мы остались без экспорта.

- На внутреннем рынке спроса на качественную говядину по-прежнему нет?

- Со стороны мегаполисов, Астаны и Алматы, определенный спрос появился. Но он не такой большой, чтобы покрыть наши возможности. Тем более, что и производителей в стране достаточно. Так что без экспорта отрасль развиваться не будет.

 Узбекский рынок для нас интересен тем, что он дает справедливую цену, в отличие от внутреннего казахстанского там готовы платить за откормленные скот. И мы не хотим его терять окончательно. Да, за этот период ограничений мы утратили там прежние позиции, но еще есть шанс хотя бы частично их вернуть.

- Как в целом на мясную отрасль казахстанского животноводства влияет наличие ограничений экспорта?

- Вообще, в развитии мясного животноводства в последние три-четыре года идет стагнация. Нет такого, как раньше, чтобы у людей горели глаза, как это было еще недавно. Идейных людей я не наблюдаю, общий интерес угас. На сегодня в этой отрасли остались те компании, у кого есть возможность дотировать мясное направление из каких-то других сфер бизнеса. И все озабочены не тем, как выйти на новый уровень, а чтобы сохранить то, что имеют, устоять на ногах. Инвестиции были вложены большие, и ограничения экспорта вредят том, чтобы вернуть эти вложения.

Более того, кроме нас, страдают и наши партнеры - небольшие фермерские хозяйства с поголовьем 100-150 голов, которые поставляют нам молодняк на откорм. Без экспорта мы не можем позволить закупать скот у них, и возникает системная проблема для всего мясного скотоводства.

 

Только экспорт даст сбыт по справедливой цене

- Получается, сейчас отрасль в тупике?

- Не надо быть экономистом, чтобы увидеть очевидную вещь - сельское хозяйство в нашей стране недофинансировано. Деньги для поддержки отрасли выделяются по остаточному принципу - будь то кредитование или субсидирование. Смотрите, мы взяли кредит под 22%, и нам обещали, что государство кредит просубсидирует, так чтобы нам осталось платить 6%. Но потом сказали денег нет, и мы второй год платит эти 22%. Как же так?

Такие ситуации приводят к большим кассовым разрывам и в растениеводстве, и в животноводстве. Оборотных средств не хватает ни кому. Если бы у нас был финансовый жирок, нам было бы проще рассчитывать на собственные силы, но его сейчас ни у кого нет.

- Жирок появится, когда откроют экспорт?

- Да, и кроме Узбекистана мы видим хорошие перспективы по экспорту в Китай. Граница недалеко от нас, и потенциальные покупатели из КНР регулярно к нам приезжают. Причем, они заинтересованы именно в покупке живого скота, поскольку у них свои требования к разделке, свои возможности по использованию всех частей туши быка. Им важно, чтобы скот зашел к ним на своих ногах. И за то они готовы платить хорошую цену. Наши же мясокомбинаты используют практически только половину туши - только собственно мясо, поэтому конкурировать по цене с зарубежными покупателями не могут.

Но к сожалению, по какой-то причине пока ни один бычок в Китай не ушел. Думаю, наше правительство опасается того, что с открытием экспорт вырастут цены на говядину на внутреннем рынке. Но я бы как бизнесмен этого не боялся. Ведь тут механизм такой: когда появится сбыт по хорошей цене, наши фермерские хозяйства смогут нарастить поголовье, смогу начать заготовку кормов. Предложение на рынке вырастет, что поможет, напротив, снизить себестоимость мяса на нашем рынке. Да, в какой-то период проблема с ростом цен могла бы возникнуть, но это была бы временная проблема.

- То есть, сейчас, опасаясь временных проблем, правительство своими запретами привело животноводство к проблемам системным?

- Думаю, те органы, кто регулируют отраль, они это знают. Но государственный механизм устроен так, что каждый чиновник озабочен только сегодняшним моментом. Но в итоге кому-то придется все это расхлебывать. А пока мы в такой ситуации: правительство, как портной - шьет пиджак на свое усмотрение, приносит нам и говорит - Носи! А пиджак сшит не по нашим меркам, он нам не лезет. А почему так - мы понять не можем. В итоге у нас складывается ощущение, что всю мясную отрасль, да и растениеводческую, просто ведут к дефолту...

Тем временем, команда ElDala.kz продолжает двигаться по маршруту АгроКаравана Мясо 2024 при поддержке партнера проекта - Республиканской Палаты казахской белоголовой породы

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.