Кто умышленно обвалил цены на казахстанскую пшеницу?

Уникальная ситуация сложилась в нынешнем аграрном сезоне в Казахстане: если в прошлые годы поднимался вопрос о приписках к итоговым цифрам урожайности со стороны госорганов, то в этом году сами фермеры старались цифры урожайности, напротив, занизить.

Почему и зачем? Давайте разбираться вместе.

Полный обзор в формате видео смотрите на нашем youtube-канале:

 

Урожайный рекорд

Влияние аномального прогревания поверхности океана (это природное явление называют Эль-Ниньо) проявлялось два последних года в Казахстане в виде повышенного количества осадков. Причем если в сезоне 2022-2023 дожди выпали не вовремя, в период уборки, и привели к потерям, то в нынешнем сезоне 2023-2024 лило с мая по сентябрь. Сумма осадков превысила норму в два-три раза, что обеспечило формирование большого объема урожая.

Осенью часть фермеров не скрывала радости от рекордных показателей. В целом урожайность оказалась в два раза выше обычной. То есть если для какого-то региона привычная норма - это 15 ц/га, то в этом году удалось намолотить 30 ц/га. А на севере и востоке, где земли плодороднее, а осадков всегда больше, урожайность 40-50 ц/га в этом году не была чем-то нереальным. Более того, звучала информация, что на отдельных полях передовые хозяйства получили по 100 ц/га.

В то же время далеко не все фермеры спешили объявлять о своих рекордах. Скорее всего, это было связано с тем, что они заранее предвидели ход переговоров с покупателями своего урожая. А это непростой и малоприятный процесс.

 

Рассчетная себестоимость

К сожалению, казахстанские фермеры вынуждены работать в условиях, когда сбыт продукции стал проблемой даже более серьезной, чем ее выращивание. Покупателей на казахстанскую пшеницу немного. А в этом году, когда Китай отказался от импорта, покупателей осталось, по сути, всего два - государства Средней Азии (прежде всего Узбекистан) и местные мукомолы, многие из которых, кстати, тоже имеют узбекские корни. А значит, торговаться умеют и любят.

Так вот, во время торга у каждой из сторон свои аргументы. Для покупателей это - их собственное понимание реальной себестоимости пшеницы, которую им предлагает Казахстан. Исходя из этой цифры, они и озвучивают свою цену на зерно.

Но дело в том, что рассчитать эту самую себестоимость очень непросто. Она отличается не только от области к области страны, но даже у соседних хозяйств одного района. Один фермер вложился в постройку элеватора и покупку техники, внес в почву удобрения и потратился на качественные семена. Кроме того, он строит жилье для своих работников и вкладывается в инфраструктуру родного села. Все эти расходы он должен учесть в своих затратах, иначе концы не сойдутся, и он не сможет расплачиваться по кредитам.

Другой фермер работает с минимумом вложений - без наемных работников, без покупки сортовых семян, без внесения удобрений. Но у него, например, лучше земля и больше осадков, и он с минимумом вложений получит урожай больше.

Как можно сравнивать себестоимость пшеницы двух таких разных хозяйств? Это невозможно.

 

Минимальная рентабельность

Но практика сложилась так, что покупатели, к сожалению, идут по примитивному пути определения себестоимости конечной продукции. Говоря простым языком, они считают только прямые вложения в гектар пашни: суммируют расход дизтоплива на сев и уборку, зарплату механизатора, стоимость семян по нормативу, несколько химобработок от сорняков и вредителей - и считают это вложением в гектар. Потом берут среднюю урожайность, делят на расходы и выводят цифру, которую называют средней себестоимостью. В этом году расчет был примерно такой: в гектар фермеры вложили 100 тыс. тенге, получили 20 ц/га, значит себестоимость одной тонны пшеницы 50 тыс. тенге. Следовательно, покупать ее надо по 60 тыс. тенге, добавив фермеру 20% рентабельности (10 тыс. тенге).

В чем ущербность таких расчетов? В них не учитываются капитальные затраты хозяйств. Например, приобретение зерносушилок и строительство складов, необходимость чего очень остро появилась и в прошлом году, и в нынешнем. Почему у многих хозяйств, даже вполне крепких, часть урожая осталась на токах под снегом? Потому что строить склады они себе не могут позволить - покупатели не дают закладывать капитальные затраты в себестоимость сельхозпродукции. То же самое с обновлением парка сельхозмашин: фермеры сейчас могут покупать новые тракторы и комбайны только в лизинг по льготным госпрограммам, а не с прибыли. Потому что норма рентабельности слишком мала - опять же, по вине покупателей, сбивающих цены на конечную продукцию.

Кстати, именно это и имеют в виду фермеры Казахстана, когда говорят о том, что падение цен на пшеницу в нынешнем году - это чьи-то умышленные действия. Чьи именно? Очевидно, что покупателей, которые имеют возможность диктовать свои условия казахстанским фермерам, поскольку у тех нет выбора.

Ситуация может улучшиться, если на рынке появится еще один крупный покупатель, кроме государств Средней Азии. Например, если Китай вернется к закупу пшеницы в Казахстане. Эксперты надеются, что в следующем году это случится.

 

Справедливая цена

Какой-то баланс спроса и предложения могли бы обеспечить рынку мукомолы Казахстана. Но, к сожалению, они точно так же сбивают цены на зерно местного производства, исходя из своих расчетов по себестоимости и представления о том, какой уровень рентабельности будет достаточен фермерам. Более того, в последние годы в качестве аргумента они стали использовать стоимость тонны пшеницы в России. Мол, там зерно стоит дешевле, потому что выше урожайность. Так что пусть казахстанские фермеры добиваются блоее высокой урожайности, если хотят выше рентабельность.

Но в том-то и дело, что увеличивать урожайность в сложившейся ситуации фермеры не могут. Ведь чтобы получить более высокую урожайность, в пашню надо сначала вложиться. Но фермеры сейчас вынужденно работают с тем минимумом вложений в гектар, который им позволяет высчитываемая покупателями “себестоимость”.

Вот такой замкнутый круг, который будет существовать до тех пор, пока на рынке не будет сформирована какая-то более справедливая система формирования цен на сельхозпродукцию. Тут свою роль действительно может сыграть Продкорпорация, если в нужный момент будет проводить закуп пшеницы и других видов сельхозпродукции у фермеров не по минимальным ценам, а по справедливым - то есть тем, которые учитывают все те необходимые вложения в гектар и позволят получать максимальную урожайность.

По расчетам Зернового союза Казахстана, для пшеницы урожая 2024 года это 85 тыс. тенге, а не те 65 тыс., которые сейчас предлагают на рынке.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.