Как отмена субсидирования убивает мясную отрасль

Постоянное реформирование программ государственной поддержки АПК, и в частности мясного животноводства, приводит к тому, что эффективные инструменты утрачиваются. Фермеры раз за разом обращаются к властям с просьбой создать долгосрочную программу развития отрасли, но чиновники игнорируют эти просьбы.

- Нас никто не слышит! Нет планомерной работы, нет баланса. Государство перекидывает деньги с одного сектора на другой, и эта нестабильность не даёт результата, - рассказал порталу ElDala.kz рассказал Мереке Исмагулов, владелец откормочной площадки в Костанайской области.

Полный обзор в формате видео смотрите на нашем youtube-канале:

 

 

В 2010-2011 годах в животноводстве Казахстана царил оптимизм. Власти объявили о планах сделать страну крупным экспортёром мяса и пообещали государственную поддержку отрасли. Многие бизнесмены пошли в отрасль, заложив своё имущество под кредиты. На окупаемость нового бизнеса они рассчитывали, исходя из существовавшей на тот момент государственной поддержки.

Но очень быстро ситуация поменялась. В 2016 году Минсельхоз сменил вектор господдержки на другие сектора, и множество фермеров осталось один на один со своими проблемами - необходимостью выплачивать кредиты в условиях, когда цены на скот и мясо упали из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке, а государство отказалось продолжать выплату субсидий по прежним программам.

- Какие были прекрасные программы по улучшению качества поголовья общественного стада! Я лично покупал у племенных хозяйств качественных быков мясных пород по 400-450 кг и раздавал населению. Каждый сезон на общее благо так работали 70-80 моих быков в разных населённых пунктах! Местные коровы покрывались племенными быками, и рождались телята уже намного более высокого качества по генетике. Всем было хорошо: я договаривался с владельцами молодняка по цене и забирал у них этот скот себе на откорм. Они зарабатывали больше, я зарабатывал больше. Все были в плюсе.

На такую работу выделялись субсидии: владелец быка, сдаваемого в аренду, получал 100 тыс. тенге в год. Эти деньги шли на содержание животного в течение зимы, когда бык возвращался владельцу. То есть на субсидии владелец ничего не зарабатывал, он просто перекрывал свои расходы на корма.

Однако в какой-то момент государство (при очередной реформе субсидирования в 2021 году) отказалось от государственной поддержки такой практики, сославшись на сложность администрирования. Злоупотребления действительно были, но разве это проблема фермера, что государство не способно эффективно контролировать, куда ушли субсидии?

Что в итоге? В животноводство вернулась проблема, которую решала аренда быков, - инбридинг. Теперь в общественном стаде селекционно-племенная работа не ведётся, и поголовье потихоньку вырождается, вместо того чтобы прогрессировать. То есть кровь мясных пород молодняк уже не получает. А ведь именно это позволяло ему становиться крупнее и демонстрировать лучшие привесы. Вместо этого особи становятся меньше, а конверсия корма у них - хуже.

Кстати, это - одна из причин подорожания скота (и говядины) в Казахстане. Ведь если раньше фермер увеличивал свой доход за счёт того, что его скот рос быстрее и вырастал более крупным, то теперь ему, продавая мелких и щуплых бычков, для сохранения дохода остаётся только поднимать цену.

И это очень масштабная проблема, ведь, по оценкам экспертов, до 70% поголовья КРС содержится в ЛПХ и мелких ФХ. Именно они получали выгоды от аренды быков, но в один момент лишились такой возможности. И теперь большая часть молодняка не дотягивает до критериев экономической эффективности при откорме и забое. Путь такому скоту - только на базар, но никак не в откормплощадку для дальнейшей глубокой переработки. По цепочке эта проблема затрагивает всех - и снижает рентабельность всей мясной отрасли.

- Если до 2022 года состав откормочного контингента на моей откормплощадке на 75% включал помесных и породистых бычков мясных пород, то сейчас у меня только 5% - мясной КРС, - отметил Мереке Исмагулов. - Все остальное - аборигенные животные с низкой ценностью. При этом и количество скота уменьшилось: если когда-то я набирал на свою откормлощадку по 300-400 бычков, то в этом сезоне - только 100. И цена их в два раза выше. Такая же ситуация на крупных откормплощадках, они заполнены менее чем наполовину. И это тоже влияет на цену - ведь чем больше скота, тем ниже себестоимость мяса, и чем его меньше - тем она выше.

В этих условиях многие участники отрасли разочаровались в перспективах, продали фермерские хозяйства и ушли в другие виды бизнеса. А животноводством продолжают заниматься только патриоты. Но и их заряд оптимизма близится к концу. Все просят от Минсельхоза долгосрочную программу развития, которая определит неизменные правила господдержки как минимум на 15 лет.  

Сергей Буянов

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.