Чтобы актуализировать информацию в разделе досье или компании, присылайте обновленные данные на почту info@eldala.kz
Профиль Facebook
Карьера
С 2009 г. — Мереке Исмагулов руководитель фермерского хозяйства «Мереке».
Цитаты
«Якобы программа Tort Tulik призвана улучшить прослеживаемость скота, — рассказал Мереке Исмагулов. — Чтобы владелец животных мог скачать себе её на телефон и регулировать перемещение скота — регистрацию, отправку. А по факту — идиотизм полный. Вот по мне конкретно: заходим в программу и что видим? Что в их базе моё хозяйство зарегистрировано почему-то в Акмолинской области (хотя я всегда работал и сейчас работаю в Костанайской), и на хозяйстве числится всего три овцы. Хотя у меня более 100 лошадей, больше 100 КРС, куча овец. Разработчикам звоним — они ничего сделать с этим то ли не хотят, то ли не могут. И теперь я не могу работать — ни скот продать, ни молодняк на учет поставить, ни купить — ничего.» (июнь 2025 г.)
«Или другой пример, когда я хочу купить скот. Приезжаю в село Федоровка, владельцам бычков по 70 лет. Объясняю эту процедуру с Tort Tulik — они ничего не понимают в силу возраста. К тому же у них нет ЭЦП. А без ЭЦП вообще ничего сделать нельзя. Да они даже приложение скачать не могут — у них старые телефоны с кнопками, у них нет смартфонов! Что в итоге? Либо покупатели скота эти справки научатся подделывать, либо будут платить контролирующим органам, если при перевозке неучтенного скота их остановят в дороге», — предположил Мереке Исмагулов. (июнь 2025 г.)
«Сидим с ветврачами разговариваем, — рассказал Мереке Исмагулов. — Они мне говорят: ты знаешь, что мы не имеем права регистрировать приплод, если у коровы родилась двойня? В этом случае на место должна выехать комиссия и этот факт зафиксировать, сфотографировать. Иначе — одна корова — один теленок. Вот такой маразм. Ветврачи говорят — мы будем увольняться, потому что в таком дурдоме работать невозможно. Каждый раз нам обещают сделать что-то лучше, но делают все хуже и хуже…» (июнь 2025 г.)
Читать по теме: Новые правила продажи скота шокировали фермеров
«Ветеринария у нас уже давно не хромает, она у нас просто сломалась, — прокомментировал Мереке Исмагулов. — И сломалась не потому, что люди там плохо работают, а потому что государство её разрушило бесконечными реформами. То ветеринарию у нас отдавали в введение местных исполнительных органов, то в республиканское подчинение. Дёргали туда-сюда, и в итоге сейчас никто не понимает, что же у нас происходит со скотом, какая ситуация в отрасли. А сейчас там просто бардак.» (апрель 2025 г.)
«Могу сказать за Костанай: сейчас очень много жалоб от жителей на базары, — рассказал Мереке Исмагулов. — Низкое качество говядины, слизь в фарше и так далее. А потому что в ход пошёл вынужденный забой. Раньше это мясо отдавали собакам, а сейчас — на прилавок. К сожалению, приходится констатировать, что качественного КРС очень мало, и он стоит дорого. Вижу это по своей откормплощадке: раньше я давал объявление и неделю ждал, пока у меня заберут моих быков. А сегодня все продаётся за 15 минут. Люди даже не смотрят скот, присылают задаток — и готово.» (апрель 2025 г.)
Читать по теме: Мясо больного скота пошло на базары Казахстана
«Каждый нижний чиновник должен отчитываться вышестоящему, — рассказывает Мереке Исмагулов. — Аким сельского округа отчитывается акиму района, тот отчитывается акиму области. У них есть показатели, огромное количество индикаторов, по которым регион получает оценку. И все заинтересованы в том, чтобы ситуация выглядела хорошо хотя бы в этих отчетах. А как оно на самом деле — уже второй вопрос.» (январь 2022 г.)
Читать по теме: Казахстанский скот гибнет от ящура
«У нас по крайней мере с лета 2021 г. идет падеж скота, который сжигают или вывозят в могильники, но об этом официально не говорят, — рассказал Мереке Исмагулов. — Не хотят портить внешне благополучную картину. Мне позвонили из ветеринарной службы и говорят: «Мереке, ты должен провакцинировать свой скот». Начал звонить во все аптеки — вакцины от ящура нет. Спрашиваю у ветеринаров, чем они вакцинируют. Мне отвечают — еще не проведены все анализы, но можно попробовать вот этим — и перечисляют какие-то названия. Как это возможно? Тыркать скот непонятно чем, чтобы коровы потом выкидывали телят. У моего соседа уже 26 телят погибло. Мрёт и мелкий рогатый скот. Не знаю, что делать, а государство молчит. То, что происходит с сельским хозяйством, уму непостижимо. При этом зараза распространяется очень быстро.» (январь 2022 г.)
«В 2018 г. молоко у нас принимали по 110 тенге за литр, — рассказал Мереке Исмагулов. — И сегодня, в январе 2022 г., молоко у нас принимают по 110 тенге. Ну, что это как не картельный сговор? У нас пять молочных заводов в Костанайской области, которые покупают молоко по такой цене. Мы писали письмо на тот завод, на который сдаем молоко сами. Нам пришел ответ от директора — мол, «вы знаете, у нас тяжелая ситуация, поднялась цена на солярку и т.д.». Да, мы знаем, у нас она тоже поднялась! При этом они четыре года назад у нас молоко принимали по 110 тенге, а реализовывали по 200. Сейчас они так же по 110 принимают, но свою продукцию реализуют уже по 350. Где справедливость? Власти молчат, а простые фермеры страдают.» (январь 2022 г.)
«Спрашиваю тех, что со мной спорит: вам платят субсидии уже более 10 лет, — сказал Мереке Исмагулов. — Вы говорите о конкурентоспособности, так покажите мне любую продукцию — быков, мясо, зерно, лён - конкурентоспособную на мировом рынке. То есть покажите, как вы потратили субсидии на развитие своего хозяйства. Что вы сделали за счет господдержки, за счет бюджетных денег? Молчат, потому что ответить нечего. При этом в своем хозяйстве я сам, без всяких субсидий, добиваюсь привеса на быках 1,5-1,7 кг в сутки. Никто другой, критикующий мои слова, ничего подобного мне показать не смог.» (январь 2022 г.)
Читать по теме: Полную отмену субсидий предлагают фермеры
«В 2017 г. появилось решение открыть сельские кооперативы, — поделился своим опытом Мереке Исмагулов. — Сама идея, сама мысль была настолько прекрасная, что словами не передать. Было сказано так: сельские предприниматели могут построить у себя модульный убойный пункт, как для себя, так и для всех желающих. Можно забивать там скот, получать справки, с которыми можно ехать в город, и торговать этим мясом самостоятельно, потому что все официально. В нашем районе я первый, кто открыл кооператив и встал в очередь на получение кредита под покупку бойни. И первым договорился с поставщиком о покупке оборудования за 18,6 млн тенге. Но очень скоро узнал, что те, кто договаривался уже после меня, покупали ту же самую бойню уже по 22 млн. А почему? Потому что максимальный размер субсидии на это оборудование был установлен в 11 млн тенге. Он выплачивался при покупке бойни за 22 млн. То есть субсидировалось 50%. И поставщик просто поднял цену до этого потолка. И любые субсидии ведут к этому же. Поставщики не изучают рынок, они изучают правила субсидирования. И просто приводят свои цены к максимальной сумме субсидирования.» (январь 2022 г.)
«Сейчас идет дискуссия о субсидиях с поправками от антикора в связи со скандальными выявлениями коррупционных схем по выводу денег из государственной казны, — сказал Мереке Исмагулов. — Антикор советует Минсельхозу те или иные изменения в системе господдержки. Скажу свое мнение: субсидии нужно полностью отменить. Они вообще не нужны. Нужно создать условия для работы, нужно создать конкурентную среду для сбыта, чтобы фермеры за свою продукцию получали хорошую цену.» (декабрь 2021 г.)
«Пока государство пытается купировать все то, что хочет сделать бизнесмен, толку не будет, — отметил Мереке Исмагулов. — Допустим, я вложил 20 млн тенге в строительство коровников. А теперь с 15 декабря взяли и ввели запрет на экспорт скота. Ну, нет у нас перерабатывающей промышленности мирового уровня. Нет у нас сознательности у боен, что нужно покупать скот у фермеров по цене выше, чем его себестоимость. Если у меня себестоимость живого веса 1 000 тенге, то вы у меня его хотя бы по 1 200 тенге купите. Если себестоимость мяса 1 800 тенге, вы его у меня хотя бы по 2 000 тенге купите, чтобы я в открытую имел хотя бы 200 тенге чистого дохода с килограмма.» (декабрь 2021 г.)
«Посредники снижают цену нам, производителям, потому что в стране избыток мяса. Все им завалено, — обратил внимание Мереке Исмагулов. — Был шум, что на экспорт вывозят маточное поголовье. Но разве это наша проблема? Мы, фермеры, границу не контролируем. Ее контролирует целый госаппарат — КНБ, погранслужба, фитосанитарный контроль. Вот и контролируйте! А вместо этого свою бездарность, свою неспособность поставить работу сваливают на нас.» (декабрь 2021 г.)
Читать по теме: Снижения цен на мясо не будет
«Поэтому мне непонятно, зачем Правительство разрушает все, что мы делаем, — резюмировал Мереке Исмагулов. — Животноводство — это ведь не автомобиль, который можно поставить, и пускай он стоит, пока цена появится. Животноводство — это очень долгосрочный проект. Пока ты построишь все объекты инфраструктуры, пока ты подведешь логистику, пока ты закупишь скот, пока родится молодняк… Это же немыслимо долго. А вы просто берете и за один день сводите на нет всю ту работу, которую до этого сами же и начинали. Вы же хотите помочь своей стране? Но получается так, что одной рукой вы делаете, а другой ломаете.» (декабрь 2021 г.)