Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Банки превратят фермеров в батраков?
В настоящий момент в Казахстане действует мораторий на продажу земель сельхозназначения в частную собственность - до конца 2026 года. Однако периодически в информационном пространстве появляются рекомендации неких аналитиков о том, что импульс бурному развитию аграрного сектора казахстанской экономики придаст именно введение частной собственности на землю. Правда, настораживает в этих рекомендациях то, что аналитики оказываются приписаными к той или иной банковской структуре.
Давайте разберёмся, действительно ли Казахстану нужна частная собственность на земли сельхозназначения и кому это было бы выгодно?
Полный обзор в формате видео смотрите на нашем youtube-канале:
Реальная картина
Как сейчас работают фермеры? Земля у них находится в аренде. Технику они либо латают старую, либо берут в лизинг под низкий процент по государственным программам. Оборотные средства либо получают по льготным программам из бюджета под 5% годовых (это доступно 20% фермеров страны), либо рассчитывают только на свои силы (80% хозяйств). Естественно, в таких условиях аграрии на всём экономят, зачастую нарушая агротехнологии.
Урожаи в стране низкие, в среднем - на уровне 12-13 ц/га. При рентабельности сельского хозяйства в 30% фермер работает с рентабельностью 25%, отдавая 5% государству по кредитам.
План банкиров
Мотивация сторонников частной собственности на сельхозугодья такая: главной проблемой сельского хозяйства сейчас является отсутствие оборотных средств у фермеров, да и в принципе недоступность кредитных ресурсов. И, мол, когда земля станет собственностью фермера, он сможет использовать её как залог для доступа к банковскому кредитованию. Это позволит получать средства как на обновление материальной базы (техника, инфраструктура хранения и подработки урожая), так и соблюдать агротехнологии в плане внесения нужных доз удобрений, правильной защиты растений и использования качественных семян. А значит, вырастет урожайность и повысится рентабельность производства.
Примерно то же самое касается животноводства: если у фермера есть земля, то кредит под залог этого участка позволит ему купить маточное поголовье скота и начать свой бизнес по разведению КРС, МРС или лошадей.
Сдерживающий фактор
На первый взгляд, всё выглядит убедительно. но только на первый взгляд. Что касается растениеводства: главный сдерживающий фактор урожайности (а значит, и рентабельности) в Казахстане - это вовсе не нехватка оборотных средств или устаревшая техника, а дефицит влаги. Основные аграрные регионы нашей страны относятся к зоне рискованного земледелия именно по причине малого уровня осадков в период вегетации. А если дождей нет, то получить высокий урожай не поможет ничто - ни новые тракторы и комбайны, ни удобрения, ни семена лучшей селекции. Да, соблюдение агротехнологий помогает в хороший по погодным условиям год получить больший урожай, а в плохой - хотя бы минимальный. И тут самое время посчитать экономику. А она такая: средняя рентабельность в растениеводстве Казахстана не превышает 30%. Учитывая, что средний процент по банковским кредитам составляет 25%, то в среднем фермер, взявший в партнёры банк, будет зарабатывать 5%.
Никого в здравом уме такая перспектива не заинтересует.
Долговая яма
И это ещё не всё. Ведь средняя рентабельность предполагает, что в хороший год прибыль может быть и выше, допустим, 50%. И фермер заработает те же 25%, что и банк-партнёр. Но в плохой год рентабельность упадёт до 10-15%, и тут начнётся самое интересное. Если банк проявит добрую волю, то даст фермеру отсрочку по погашению долга. Но даже в этом случае аграрий как минимум следующий год будет вынужден работать на погашение долга. А по сути, это долговая яма без перспектив выхода.
Если же банк изначально будет заинтересован в покрытии долгов, то он просто отберёт у фермера залог - его землю.
Учитывая, что плохие по урожайности года в Казахстане повторяются регулярно, а вера в добрую волю банков минимальна, то можно с уверенностью спрогнозировать, что очень скоро большая часть сельхозугодий Казахстана окажется в руках банкиров. Их в стране не так много, а значит, весь стратегический ресурс страны будет контролировать считанное число семей. А это уже риск не только благополучию сельского хозяйства, но и угроза на национальном уровне: латифундист сможет диктовать свои условия кому угодно.
Выгоды латифундистов
То же самое с животноводством. Только самые наивные продолжают думать, что для выращивания скота не нужно ничего, кроме пастбищ. На самом деле, в большинстве регионов страны необходимо до полугода держать скот в стойле. А значит, нужно заготавливать огромный объем кормов - сена и фуража. И тут мы возвращаемся к тем же рискам, что есть в растениеводстве: дефицитный по осадкам год приведёт к невозможности заготавливать корма. Фермеру придётся либо покупать их на стороне по космическим ценам, либо забивать скот. В любом случае рентабельность производства упадёт до минимума, возникнут долги, в счёт которых банк заберёт землю.
Подводя итог, можно сказать, что частная собственность на земли сельхозназначения в Казахстане будет выгодна кому угодно, только не народу Казахстана. Простые жители села, а это примерно половина населения страны, раз и навсегда потеряют доступ к основному средству производства - земле. То есть и пастбища, и пашни окажутся в руках финансовых структур, владельцы которых сами работать на этой земле никогда не будут, а станут использовать её для сдачи в аренду тем самым жителям села. Другими словами, частная собственность на землю превратит половину казахстанце в батраков, которые будут трудиться для того, чтобы сводить концы с концами. А зарабатывать на их труде будут живущие в столицах либо вообще за границей латифундисты.
Нужно ли такое будущее нашим детям? Конечно, нет. Будем надеяться, что власти Казахстана хорошо понимают все эти риски и после 2026 года продлят мораторий на продажу сельхозземель в частные руки, а то и вовсе введут однозначный и окончательный запрет на это.