Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Сохранения цен на пшеницу не ниже 100 тыс. тенге/тонна ждут в Казахстане
Заканчивается сентябрь, но подводить итоги нынешнего аграрного сезона еще рано. Причина в том, что жатву 2023 года задержали дожди, которые непрерывно лили по всему зерновому поясу Казахстана в течение самых важных для крестьян четырех недель в году - с 20-ых чисел августа по 20-ые числа сентября. Непогода пришла как раз в момент созревания основных площадей пшеницы, и не позволила убрать урожай в оптимальные сроки. Завершение страды ожидается на ранее середины октября. К каким потерям для фермеров это уже привело, и каких последствий ждать в следующем сезоне?
Об этом порталу ElDala.kz рассказал Александр Малов, руководитель комитета торговли Зернового союза Казахстана. Беседа состоялась на полях международной конференции Eurasian Agricom, которая прошла 27-28 сентября в отеле Hilton Astana.
Полное интервью в формате видео смотрите на нашем youtube-канале:
- Уборка продолжается, и большой объем зерна еще остается в полях, - рассказал Александр Малов (на главном фото). - Его предстоит убрать, подработать. высушить, довести до нужных кондиций. Поэтому дать оценку урожая по факту мы еще не можем, но можем сделать осторожный прогноз. Понятно, что качество зерна очень разное в зависимости от региона. Где-то оно лучше, где-то совсем тяжело. У нас ведь разные климатические условия не просто по областям, но в пределах одного района. На расстоянии 200-300 км ситуация может значительно различаться. Поэтому и общую картину качеству и объему урожая сейчас нарисовать невозможно.
Тем не менее, прогноз Зернового союза Казахстана достаточно оптимистичен. Эксперты уверены, что аграрии соберут в общей сложности 12 млн тонн пшеницы. Конечно, в этом объеме будет значительная доля проросшего зерна, которое нельзя использовать для производства муки. Его объем предварительно оценивается в 3 млн тонн, и оно вполне может найти сбыт. Анализы показывают, что проросшая пшеница сохраняет высокое содержание и клейковины, и белка. Это значит, что она может использоваться как высокопитательный корм, а также идти на глубокую переработку. Такими производствами располагает в том числе и Китай, со стороны которого запрос на проросшую пшеницу уже формируется.
- На сегодня для нас очен важно собрать с полей то, что там еще остается, отделить качественное зерно от проросшего, и подбить балансы, - сказал Александр Малов. - По нашей оценки, продовольственной пшеницы 3-4 классов у нас в итоге будет порядка 8 млн тонн в бункерном весе, или 7 млн тонн в зачете. Плюс мы имеем переходящий остаток продовольственной пшеницы 3 млн тонн, плюс ожидаем импорт из России в течение этого сезона как минимум в 1,5 млн тонн.
Таким образом, общее предложение продовольственной пшеницы в нынешнем сезоне составит порядка 11,5 млн тонн при потребности внутреннего рынка в 5,5 млн тонн. То есть внутренний спрос перекрывается более чем в два раза. Это позволяет говорит и об экспортном потенциала на уровне среднемноголетних показателей, не менее 7 млн тонн, с учетом того, что зарубежные покупатели будут брать и фуражное, и проросшее зерно, которого Казахстан соберет порядка 3 млн тонн.
Никаких рисков для продовольственной безопасности Казахстана эксперты не видят еще и потому, что высокий урожай ожидают и в России, более 92 млн тонн пшеницы. В случае необходимости, оттуда можно завезти любой недостающий объем. Например, поставки продовольственной пшеницы из России в Казахстан в прошлом сезоне оцениваются в 3 млн тонн.
Читать по теме: Казахстанская пшеница в Узбекистане подорожала до 110 тыс. тенге за тонну
Важный вопрос - это ценообразование на рынке. На уровень цен влияет множество факторов, но все-таки основной из них - это как раз объем урожая. Также важный фактор - итоги уборки урожая в России и экспортная цена российской пшеницы.
Также в нынешнем сезоне важный фактор - это качество зерна. Понятно, что пшеница с высокими показателями будет стоит дорого, а проросшая - намного дешевле. Однако, пока сами фермеры не спешат продавать это зерно, поскольку хотят понять, по какой цене смогут его реализовать - отдавать даром урожай никто не собирается. Нынешнее предложение на рынке на уровне 65 тыс. тенге/тонна мало кого устраивает.
- В любом случае, мы все понимаем, что в этом тяжелом для фермеров сезоне нужно сконцентрироваться на поддержке производителей через предложение им максимально возможной цены, - отметил Александр Малов. - Качественное зерно будет стоить 100-120 тыс. тенге/тонна и более. Что касается неклассной пшеницы, то спрос есть, также как и на фуражную пшеницу 5 класса. Интерес проявляют и КНР, и Афганистан. Со стороны отечественных зернопереработчиков спрос также будет. Цену на такое зерно мы видим на уровне 70-75 тыс. тенге/тонна и выше.
Если говорить о долгосрочных последствий нынешней осенней непогоды, то это - возможный дефицит семян в следующем аграрном сезоне. По словам Александра Малова, зерновой союз Казахстана и другие отраслевые ассоциации сейчас активно работают с Минсельхозом РК и Продкорпорацией. Варианты рассматриваются разные. Во-первых, использование в качестве семян части тех переходящих остатков, которые хранятся в госресурсах. Во-вторых, импорт семян из России. В-третьих, максимальное сохранение на семенной фонд той части урожая нынешнего сезона, который был убран до прихода дождей в августе. К тому же, существуют технические возможность (фотосепаратор, пневмосепаратор), позволяющие очистить урожай от проросшего зеорна и сформировать партию качественных семян.
- Конечно, в нынешнем году нам всем придется работать в непривычных условиях, отделяя пшеницу третьего класса от четвертного, четвертого от пятого, от пятого - неклассную пшеницу, - резюмировал Александр Малов. - И мы, и наши покупатели привыкли к тому, что 90% урожая в Казахстане - это премиальное, высококачественное зерно. Это уникальный год для Казахстана. Но не смотря ни на что, мы должны работать, мы должны обеспечивать зерном наши традиционные рынки сбыта. Там люди ждут казахстанскую пшеницу, и мы должны ее туда поставлять. Я уверен, что Казахстан останется активным игроком на рынке пшеницы, и с нынешним вызовом мы справимся.