Экспортерам грозят штрафами за срыв поставок зерна в Китай
Пока профильные ведомства и национальный железнодорожный перевозчик решают вопрос с простаивающими на границе с Китаем вагонами, казахстанские экспортеры зерна начали получать предупреждения от китайских партнеров о штрафах за срыв поставок. Об этом сообщили в Национальной палате предпринимателей «Атамекен».
Избежать штрафов со стороны партнеров в КНР отечественные поставщики смогут в случае, если предоставят документы, подтверждающие форс-мажорную ситуацию. Во Внешнеторговой палате Казахстана пояснили, что для оформления форс-мажора необходимы официальные постановления об ограничениях. В этой связи Атамекен в очередной раз призвал Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК предоставить официальное письмо-подтверждение о задержках грузов на границе с Китаем.
Как сообщил на заседании по вопросу транспортировки грузов железнодорожным транспортом глава ТОО «Северное зерно» Евгений Карабанов, у компании на пути к станции «Достык» стоит 17 вагонов, срок простоя некоторых растянулся до 42 суток.
«Часть вагонов стоит на станции «Достык», часть в Нур-Султане, Акколе и находятся без движения. У нас нет никакого официального документа ни с казахстанской стороны, ни с китайской. Без официального письма правила форс-мажора не применимы, и госорганы не дают разъяснений. К сожалению, КТЖ не является госорганом, и информация от них не может стать основой для оформления документа форс-мажора. Мы же полгода говорим: дайте экспортерам документ, что ситуация возникла по причине неприема вагонов со стороны Китая», - обратился к МИИР РК Евгений Карабанов.
Также в Атамекене сообщили, что нацкомпания «Продкорпорация» еще в октябре отправила в сторону Китая 438 вагонов, однако границу смогли пройти лишь 60 вагонов.
По словам представителя Зернового союза Казахстана Шокана Бадыхана, это проблема ни одного месяца, а казахстанским предпринимателям грозят штрафы за невыполнение договорных обязательств.
«Есть информация, что в течение первого квартала 2021 года ситуация останется на повестке дня, и это осложнит нашу работу», - отметил он.
В свою очередь исполнительный директор по планированию перевозок «КТЖ-Грузовые перевозки» Нуржан Кельбуганов сообщил, что на казахстанской стороне нет проблем с подачей вагонов. На сегодняшний день действует лишь запрет на погрузку крытых вагонов с зерновыми и масличными культурами, который введен из-за отказа китайской стороны принимать крытые вагоны.
«Наши вагоны не принимает китайская сторона. Отчасти, задержки со стороны КНР связаны с ужесточением на границе и противоковидными мероприятиями: ПЦР-тестирование грузчиков, проверки грузов. В целом отмечу, что компания принимает системные меры по снижению брошенных вагонов, по изменению технологии погрузки, и все они дают положительные результаты. С 15 ноября, когда пропускная способность опустилась до 6-7 поездов в сутки, мы смогли добиться результата в 12-13 поездов, это 450-500 вагонов в сутки. Мы постоянно на связи с китайской железной дорогой, однако проблема пока не решается», - рассказал Нуржан Кельбуганов.
Читать по теме: Китай начал принимать зерновозы из Казахстана
КТЖ, намерен самостоятельно обратиться к правительству КНР.
В свою очередь НПП «Атамекен» неоднократно обращалась в Комитет транспорта, МИД. Также было направлено письмо в правительство, с просьбой провести переговоры с китайской стороной на уровне глав правительств.
«Мы просили посла Казахстана в КНР и МИД РК содействовать в решении вопроса либо дать нам документ с указанием точных дат по запрету со стороны КНР, чтобы предприниматели могли апеллировать бумагой в общении с партнерами и не получали штрафы. Но официальных документов к нам не поступало», - сообщил эксперт департамента логистики и перевозок НПП РК «Атамекен» Дархан Муратханов.
Также нет официальных документов от уполномоченного органа в области транспорта КНР, которые подтверждают сложности ж/д перевозок.
По итогам совещания зампредседателя Комитета транспорта МИИР РК Жанибек Тайжанов сообщил, что ведомство подготовит письмо по текущей ситуации на границе и направит его предпринимателям в качестве официального документа для дальнейших переговоров с китайскими партнерами.