Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Более 1 трлн тенге потеряли фермеры Казахстана в 2023 году
Аграрии Казахстана пережили все возможные природные катаклизмы в 2023 году. Также добавили проблем различные ограничения на торговлю - как со стороны правительства, так и со стороны КТЖ. Все это привело к финансовому ущербу, измеряемому сотнями миллиардов тенге.
Что привело к самым болезненным потерям и можно ли было их избежать? Давайте разбираться вместе.
Полный обзор в формате видео смотрите на нашем youtube-канале:
Нашествие сайгаков
В конце февраля голливудский актер Леонардо ДиКаприо, известный вниманием к защите природы, поздравил Казахстан с успехами в увеличении популяции сайгаков. Степные антилопы в какой-то момент оказались на грани вымирания, численность популяции в 2003 году снизилась до 21 тыс. особей. Однако к настоящему моменту сайги насчитывается уже почти 2 млн, в ближайшее время она может вырасти уже до 2,6 млн голов.
Но эксперты отмечают, что оптимальная численность сайгаков в Казахстане должна составлять 700-800 тыс. голов. В противном случае растет конкуренция с домашними животными за пастбища и водопои, а также учащается потрава посевов.
Именно о потравах посевов в последние годы все чаще сообщают фермеры западных и северных регионов страны. Министерство экологии и природных ресурсов РК в сентябре озвучило цифру ущерба фермерам в 2023 году от потравы посевов сайгаками в 12 млрд тенге.
В октябре власти включили сайгака в число животных, численность которых подлежит регулированию для предотвращения ущерба сельскому хозяйству. В целом решено поддерживать численность на уровне не выше 1 млн голов.
Капризы природы
Глобальное изменение климата лишает погоду стабильности, в результате осадки выпадают в течение года неравномерно, также возникают температурные "качели" - от экстремальной жары до внезапных заморозков в летний период.
Это хорошо показал 2023 год. Весна выдалась холодной, зато первая половина лета была жаркой и засушливой. Помимо посевов, от этих условий пострадали сенокосы. Травы отрасли настолько плохо, что фермеры за лето смогли заготовить на 50% меньше кормов, чем годом ранее. Кроме того, на пастбищах скот страдал от бескормицы, так что его приходилось подкармливать.
Во многих регионах ждали повторения такой же ситуации, которая сложилась два года назад на западе и юге страны, когда животные гибли от голода в степях южных и западных регионов. Многие фермеры заранее начали вынужденный забой скота, чтобы не потерять его зимой.
Однако в конце августа ситуация развернулась на 180 градусов. Север, центр и восток страны накрыли обложные дожди, которые не останавливались в течение месяца, до 20-х чисел сентября. Это привело к гибели и прорастанию зерна на корню. Проросшая пшеница потеряла такой важный параметр, как число падения, и стала непригодной для переработки в муку. Также это зерно потеряло всхожесть и стало непригодно для использования на семена.
И, конечно, урожай потерял в объеме из-за осыпания. В результате Казахстан получил 11,5 млн тонн пшеницы против 16,4 млн в 2022 году (средняя урожайность составила 9,7 ц/га против 13 ц/га в 2022-м).
Таким образом, потери только по пшенице (основная культура в растениеводстве Казахстана) из-за неблагоприятных условий составили 5 млн тонн. При средней цене пшеницы мукомольного качества в 110 тыс. тенге/тонна потери измеряются в 550 млрд тенге.
Отметим, что страховые выплаты фермерам от погодных условий в 2023 году составили лишь 3,8 млрд тенге, поскольку этот инструмент пока еще недостаточно развит.
Коллапс логистики
Однако только лишь потерей объема зерна потери фермеров не ограничились. Дело в том, что из 11,5 млн тонн пшеницы примерно 40%, или еще 5 млн тонн, - это неклассное зерно. Спрос на него очень низок, поскольку оно подходит лишь для глубокой переработки. В Казахстане существует один завод по производству биоэтанола, также несколько спиртовых производств. Их общая потребность измеряется десятками тысяч тонн в год, но никак не миллионами.
Значительными мощностями переработки располагает Китай, но отгрузки туда идут неритмично, поскольку проблемы постоянно возникают на железной дороге. Начиная с сентября трейдеры сталкиваются с периодическими запретами на погрузку, а также с задержками оборота вагонов. Все эти издержки в конечном счете ложатся на плечи фермеров.
На фоне низкого спроса в реальности продать проросшее зерно фермеры могут примерно по 35 тыс. тенге/тонна. То есть потери из-за низкого качества на каждую тонну составляют 75 тыс. тенге (110 тыс. тенге минус 35 тыс. тенге). Итого с 5 млн тонн "некласски" общие потери АПК Казахстана составят 375 млрд тенге.
Но в реальности ущерб будет еще выше, поскольку часть этой пшеницы в принципе сгниет на складах аграриев. Ведь не все фермеры смогли просушить зерно до рекомендуемой экспертами влажности в 12-12,5%. Если оставить влажность выше, то процессы пророста в пшенице продолжаются, зерно накапливает микотоксины и теряет все остальные характеристики. В итоге его придется просто выбросить.
Торговые барьеры
Но помимо неподвластных человеку погодных рисков, фермеры Казахстана сталкиваются и с ограничениями властей в торговой политике. Примером этого в 2023 году стала экспортная квота на семена подсолнечника, введенная в январе в размере 100 евро на тонну.
Правительство мотивировало ее необходимость недозагруженностью отечественных предприятий переработки. Якобы казахстанские маслозаводы располагают мощностями переработки в 3,2 млн тонн в год, однако в 2022 году фермеры страны собрали только 1,2 млн тонн подсолнечника.
В результате введенных ограничений цены упали как на экспортные контракты, так и на внутреннем рынке на те самые 100 евро с тонны (50 тыс. тенге).
При среднегодовом производстве в 1 млн тонн сумма недополученной прибыли (прямой ущерб) - 50 млрд тенге.
Абсолютно у всех аграриев возникло два вопроса. Первый - зачем было строить такое количество маслозаводов без достаточной сырьевой базы? Второй - почему теперь этот частный бизнес правительство пытается поддерживать, залезая в карман к фермерам?
К сожалению, эти аргументы услышаны не были, и в сентябре действие экспортной пошлины было продлено. Правительство не пошло на ее отмену, даже с учетом того, что эта культура меньше пострадала от проливных дождей сентября и при хорошей цене на рынке могла бы вытащить часть фермеров из финансовой пропасти. В результате сейчас за тонну "семечки" фермеры получают 130 тыс. тенге против 180 тыс. тенге на конец 2022 года.
Читать по теме: Аграрная карта Казахстана
С какими итогами закончил 2023 год агробизнес Казахстана? Совокупный ущерб от неблагоприятных погодных условий, от невозможности отгружать сельхозпродукцию на экспорт из-за проблем на железной дороге, из-за необоснованных торговых ограничений правительства превысил 1 трлн тенге.
Многие аграрии не имеют возможности расплатиться по текущим обязательствам, не говоря уже о качественной подготовке к посевной кампании 2024 года. Наверняка на рынке вырастет число идущих с молотка аграрных предприятий.