Иран, Китай, Европа: куда пойдет зерно из Казахстана в новом году

Высокий урожай пшеницы и других сельхозкультур ожидает в этом году Казахстан. Чтобы хороший результат не привел к разочарованию фермеров из-за падения цен, необходимо обеспечить ритмичную отгрузку продукции на экспорт и избежать затоваривания внутреннего рынка. В этой ситуации важно заранее оценить перспективы по рынкам сбыта и по возможностям инфраструктуры, прежде всего железнодорожной.

Сейчас ситуация непростая - часть традиционных для Казахстана рынков сбыта закрыта по тем или иным причинам, часть выжидает.

О том, как дальше будет развиваться ситуация с экспортом пшеницы и других культур из Казахстана, портал ElDala.kz на полях Международной зерновой конференции AGRICOM поговорил с Санжаром Елюбаевым, президентом АО "Астык Транс", системного оператора зерновозов в Казахстане.

Полное интервью в формате видео смотрите на нашем youtube-канале:

 

 

Открытый Иран

- Уборка урожая в Казахстане еще не закончилась, итоги аграрного сезона подводить еще рано, - сказал Санжар Елюбаев. - В связи с погодными условиями жатва в Казахстане началась чуть позже, задержалось и созревание урожая. Тем не менее более 70% уже убрано, и уже понятно, что урожай ожидается выше среднего. Хотя, конечно, каких-то рекордных значений сезона 2011/2012 не будет.

Но, тем не менее, да, основная проблема по экспорту будет даже не в каких-то инфраструктурных ограничениях или наличии подвижного состава, а именно в рынках сбыта.

Традиционно мы всегда возили в страны Средней Азии, они остаются открыты и в этом году.

К сожалению, более чем на год для нас пропал рынок Ирана в связи с тем, что он был насыщен российским ячменем. Посмотрим, что будет в этом году.

Периодически открывается рынок Китая, но там так же периодически возникают определенные запреты и ограничения. Рынок этот достаточно интересный, хоть и волатильный. Он быстро переключается с пшеницы на ячмень, меняется география, меняется интерес к формату перевозок - либо это зерновозы, либо контейнеры, либо крытые вагоны.

Поэтому, безусловно, нам нужно открывать новые рынки сбыта и возобновлять отношения со старыми. И в этом году мы уже видим большой интерес по поставкам нашего ячменя со стороны Ирана. Заявки есть, и я думаю, в нынешнем сезоне мы по этому направлению активно восстановимся. Два зерновых терминала в порту Актау работают, возможно, будет задействовано и сухопутное направление.

- Какой объем туда может уйти?

- Тут нам нужно исходить из пропускной способности нашей инфраструктуры. Через два зерновых терминала в порту Актау при их идеальной работе в месяц там может отгружаться от 70 тыс. до 80 тыс. тонн на каждый. То есть 150-160 тыс. тонн в месяц. Это при идеальной работе сухогрузного флота, при нормальных погодных условиях, при нормальном обороте вагонов.

 

Возможности Европы

- То есть около 1,5 млн тонн за год. Это в основном ячмень или пшеница тоже?

- В основном ячмень. Если поставки в таком объеме восстановятся, то это будет большим подспорьем для нашего рынка, особенно после того перерыва, который был в прошлом сезоне. В нашу пользу играет то, что в России в этом году урожай ниже среднего, в том числе по ячменю.

Этот же факт открывает для нас достаточно хорошие перспективы и по экспорту пшеницы транзитом через Российскую Федерацию. Достаточно низкий урожай в этом году и в Европейском союзе, и в Украине, так что в целом на глобальном рынке значение отрицательное. И нам этой возможностью нужно воспользоваться. Пусть мы по этим направлениям отгрузим небольшие объемы, но сам этот факт важен для ценообразования на нашу сельхопродукцию. Потому что когда у тебя есть возможность повезти по новым направлениям, тогда легче и на наших традиционных рынках сбыта.

- Тогда проще торговаться.

- Да, тогда легче, потому что у тебя есть разные опции. Поэтому мы будем поддерживать как направление на порт Актау,  на порты Черного моря и Балтии для дальнейшей транспортировки в Европу.

Понятно, что зерновозы - сугубо специфический подвижной состав, очень тяжело работать с оптимизацией логистики в плане обратной загрузки. Но варианты есть - как подхватить и те вагоны, которые заходят импортом сюда с грузом, как подхватить те вагоны, которые через нас возвращаются из Средней Азии. Эти варианты можно прорабатывать.

- Какой объем казахстанской пшеницы может быть отправлен на экспорт через порты Черного моря и Балтии?

- Рекордно нами транзитом через Российскую Федерацию было поставлено около 3,5 млн тонн зерна. В последние годы этот объем не дотягивает до 1 млн тонн в год. Так что если подойти консервативно, в этом году довести объем до 2,5 млн тонн вполне реально.

- То есть вкупе с 1,5 млн тонн иранского направления в общем 4 млн тонн казахстанского зерна в этом году могут уйти на новые для нас рынки сбыта. Это уже хорошая дивесификация.

- Да, и как раз определенный избыток в этом объеме мы и имеем. Такой вариант позволит всем и хорошие деньги заработать, и открыть новые направления, которые в перспективе нужно будет поддерживать. Конечно, всегда присутствовать на этих рынках сложно, это всегда будет зависеть от урожая сопредельных стран, конъюнктуры рынка, логистических издержек. Ведь были времена, когда казахстанская пшеница попадала даже на африканские рынки.

- Может быть, они еще вернутся?

- Может быть.

 

Капризный Китай

- Ну, а пока этого не произошло, что можно сказать про Китай? Я так понимаю, до Нового года рассчитывать на это направление в плане поставок пшеницы нельзя?

- По пшенице - да. Там пока есть только один получатель на бондовой зоне Алашанькоу, имеющий возможность по лицензии без пошлины завозить пшеницу из Казахстана для производства комбикормовой муки. По другим получателям сейчас идут процедуры, и как только определенные компании пройдут проверку таможенных и прочих органов, то они тоже смогут начать импорт.

Пока же Китай переключился на наш ячмень, что в принципе тоже хорошо. Мы порядка 15 маршрутов в месяц планируем грузить, это около 50 тыс. тонн в месяц. Это только зерновозы, помимо крытых вагонов и контейнеров. Это разные рынки - в крытых вагонах сельхозпродукцию получает в основном COFCO, в зерновозах в основном бондовая зона, в контейнерах - это дальние регионы на востоке Китая. Туда и ячмень, и лен проходят. Трейдеры могут выбирать те варианты, которые им ближе. В целом рынок Китая интересный. Пока его традиционным для нас назвать нельзя, потому что он достаточно волатильный, с периодически вводимыми запретами.

- Капризный.

- Достаточно непредсказуемый. Есть там и инфраструктурные ограничения. Через стык Достык - Алашанькоу мы идем хорошо, а вот на втором переходе Алтынколь - Хоргос тоже нужно провести работу. Это тоже позволило бы диверсифицировать экспорт в китайском направлении и разгрузить инфраструктуру. Пока же в пиковые моменты загрузки там возможны проблемы, несмотря на все усилия нашей железнодорожной администрации и Минтранса. Тем более что осенью, помимо зерновых грузов, есть поток и других грузов - угля, руды и прочего. Также и транзит грузов из Китая в Европу тоже идет через Казахстан. Конечно, мы бы хотели определенного приоритета для зерновых грузов хотя бы в осенние месяцы, но это не всегда возможно.

 

Ажиотаж Средней Азии

- А по Средней Азии какая ситуация ожидается в этом году? Это наш главный рынок сбыта по зерну. Что будет с объемом перевозок, насколько готова инфраструктура?И есть ли в этом направлении возможности по увеличению экспорта?

- Тут наши объемы сбыта традиционны, порядка 3 млн тонн за сезон. Может, чуть больше или чуть меньше. Для нас это действительно основной рынок, который нужно поддерживать и развивать. Есть тут определенная волатильность по ценам, которая зависит от насыщения продукцией. Поэтому и фермеры, и трейдеры должны щепетильно подходить к работе здесь.

- Со стороны инфраструктуры никаких сложностей в этом направлении не ожидается?

- Нет, не ожидается. Даже пока есть определенный недобор заявок на перевозки. Мы думаем, что такая пауза связана с продолжающимся процессом формирования справедливой рыночной цены на нашу пшеницу. И как только она установится, вал пойдет. Потому что потребность там есть, и мы это видим. Октябрь, ноябрь, декабрь будут месяцами самой активной закупки зерна со стороны Средней Азии. Потому что в конце лета у них свой урожай, они его в начале осени перерабатывают - и потом уже начинают работу на казахстанском зерне.

- Главное, чтобы наши трейдеры не пытались вывезти все зерно именно в этот короткий период. Иначе заторов на границе не избежать.

- Тут вопрос непростой, и планировать что-то сложно. Вал будет, будет много заявок, будет ажиотаж. Поставить всех в очередь и убедить, что нужно потерпеть - это невозможно. У каждого участника рынка свои потребности, поэтому всё должен отрегулировать сам рынок. Как всегда.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.