Зачем Казахстану говядина по 15 тыс. тенге за килограмм

Поговорка «хочешь потерять деньги - вложи их в сельское хозяйство» уже не актуальна: мясное животноводство в Казахстане сейчас позволяет хорошо зарабатывать благодаря росту цен на мясо и живой скот. Поэтому в отрасль пошли инвестиции, и государство готово поддерживать этот процесс различными инструментами, представленными в Комплексном плане развития мясного животноводства на 2026-2030 годы.

О перспективах развития мясной индустрии порталу ElDala.kz рассказал Жанибек Кенжебаев, руководитель Ассоциации животноводов Turan.

- Если говорить про цены на мясо, я хочу отметить: нужно думать не только об интересах покупателя, который хочет покупать более дешёвую говядину. Нужно думать и об интересах тех, кто это мясо производит. За счёт чего фермеру выживать и строить бизнес при дешёвом мясе? Субсидии в животноводстве отменили, так что он может рассчитывать только на себя. ГСМ дорожает, зарплаты работникам поднимать надо, налоги растут. Где брать деньги на всё это? Поэтому мясо и идёт следом за инфляцией. И никаких сверхприбылей у фермеров нет. Наоборот, в последние годы многие работали в ноль либо с убытком. В 2025 году мы хоть как-то вздохнули благодаря росту цен, хоть какие-то деньги начали видеть. Поэтому сейчас идёт речь об экономическом патриотизме - давайте согласимся на справедливую цену, чтобы фермеры смогли выжить.

Полное интервью в формате видео смотрите на нашем youtube-канале:

 

 Кто получит льготный кредит

Нельзя забывать, что прежние программы развития мясного животноводства не смогли раскрыть потенциал отрасли по причине того, что слишком мало внимания уделяли поддержке мелких фермеров. А ведь именно небольшие семейные хозяйства составляют фундамент скотоводства, выращивая молодняк КРС.

Получат ли фермеры поддержку в новой программе?

- В Комплексном плане основное внимание направлено именно на малые и средние фермы, - рассказал Жанибек Кенжебаев. - Ассоциация животноводов Turan участвовала в разработке этого документа, поэтому мы хорошо знакомы с этим подходом. Правда, есть моменты, которые ещё нуждаются в корректировке. В частности, мы предлагали выделять льготные кредиты под проекты создания ферм от 100 голов КРС. Сейчас же в проекте Плана нижняя граница - 300 голов. Мы будем добиваться снижения это планки. И мировая практика, и казахстанская показывает, что ферма от 100 голов КРС уже может быть устойчивой и рентабельной.

Эксперт привёл в пример три страны - крупных производителя говядины - Бразилию, США и Австралию. В каждой из них порядка 70% всего поголовья КРС содержится именно на небольших фермах вместимостью от 100 до 300 голов.

В Казахстане же на сегодня большая часть поголовья содержится в личных подсобных хозяйствах сельчан. Каждое ЛПХ - это всего 5-10 коров. Такой формат - это не бизнес, поскольку поголовья недостаточно для эффективного производства мяса. Ведь скот в сёлах подвержен инбридингу и недокормлен, а значит не достигает товарных параметров, которые интересуют мясокомбинаты и откормплощадки. Поэтому мясо от ЛПХ - это продукт для внутреннего рынка: сельчане со своим скотом не встроены в производственную цепочку ферма-откормплощадка-мясокомбинат, которая конечной целью имеет экспорт говядины.

 

Ферма оптимального размера

Так вот Комплексный план должен обеспечить кредитование под расширение поголовья тем казахстанцам, кто хочет заниматься животноводством как бизнесом. Параллельно с этим власти должны решать вопрос с выделением земли для содержания поголовья.

- Мы считаем, что в Казахстане структуру поголовья нужно подводить к мировой практике, - отметил Жанибек Кенжебаев. - Нам нужно выстроить эту систему малых и средних ферм, которая станет основой всего мясного животноводства. Ферма на 100 голов - это оптимальный размер, ею сможет управлять одна семья, без большого количества техники и с не доступным размером земли. например, в Акмолинской области на одну корову с телёнком нужно 6-8 га пастбищ. В более засушливых регионах порядка 10-15 га на голову.

То есть, в зависимости от региона, ферма на 100 голов нуждается в пастбищах от 600 до 1500 га. А чтобы этим небольшим хозяйствам было проще выживать, им желательно решать важные вопросы совместно. Например, сбыт выращенного молодняка.

- Практика показала, что вокруг каких-то якорных центров (мясокомбинат, откормплощадка) фермеры не хотят объединяться, - пояснил Жанибек Кенжнбаев. - И это можно понять - они опасаются попасть в зависимость от того, кто завтра не захочет давать справедливую цену за скот. Поэтому более перспективно объединение в рамках некоммерческих ассоциаций. Это тоже мировая практика: ассоциации животноводов имеют большое влияние, участвуют в законотворческой деятельности, участвуют в принятии различных решений, влияющих на отрасль.

В Казахстане процесс объединения уже начался. Так, Ассоциация животноводов Turan объединяет сейчас более 200 участников, и их число растёт. Это как действующие фермеры, так и люди, которые сейчас планируют прийти в отрасль, когда начнёт действовать Комплексный план развития мясного животноводства на 2026-2030 годы.

- Эта программа уже в целом одобрена правительством, хоть ещё и не принята, - добавил Жанибек Кенжебаев. - Сейчас вносятся последние штрихи, чтобы она была обеспечила наиболее эффективную поддержку развитию отрасли.

 

Как экспорт влияет на стоимость говядины

Помимо поддержки отрасли через льготное кредитование и субсидий на покупку племенного скота также важно открыть экспорт продукции животноводства, считает Жанибек Кенжебаев. Напомним, что сейчас экспорт живого КРС запрещён полностью, а экспорт говядины возможен лишь в ограниченных рамках квот. В таких условиях, при росте поголовья, фермеры не смогут получать справедливую цену за скот. То есть, не могут компенсировать свои производственные затраты и вкладывать средства в дальнейшее развитие.

- Экспорт нужен обязательно, - сказал Жанибек Кенжебаев. - Только он даст стабильный сбыть по высокой цене. В целом наше мясное скотоводство формировалось с ориентиром на экспорт, но в какой-то момент ситуация на рынке сложилась не лучшим образом, результатом чего и стали ограничения и запреты. Закрылись тысячи фермерских хозяйств, поголовье сократилось, производство мяса уменьшилось. Поэтому в 2025 году и подскочила цена на мясо. Подчеркну: в росте цен виноват не экспорт, а сокращение поголовья. Поэтому Комплексный план и ставит задачу по наращиванию маточного поголовья КРС.

Выстраивание чёткой производственной цепочки, включающей фермы, откормплощадки и мясокомбинаты позволит прогнозировать объём экспорта и минимизировать его влияние на цену говядину внутри страны.

Внутри этой экосистемы, работающей на экспорт, цены на мясо будут определяться спросом на зарубежных рынках и инвестициями в производство участников цепочки. И экспортировать килограмм говядины Казахстан сможет хоть по 10, хоть 15 тыс. тенге. Это не значит, что на внутреннем рынке цена будет такой же. Ведь на внутренний рынок говядину у нас производят ЛПХ. А это два разных вида продукта, с разной себестоимостью и разной ценой.

- Эта экспортная цепочка будет ограниченной, - пояснил Жанибек Кенжебаев. - Допустим, мы в год запланируем экспортировать 100 тыс. тонн говядины. Исходя из этой цифры, можно понять, сколько игроков нужно - сколько ферм, сколько откормплощадок, сколько мясокомбинатов. И пока эта цепочка работает на экспорт, все остальные - на внутренний рынок. В этом случае, в теории, экспорт мяса не будет влиять на стоимость говядины на внутреннем рынке.

 Нюансы новой программы развития мясного животноводства обсуждались 14-15 февраля на Dala Camp Forum 2026 в Бурабае.

Сергей Буянов

 

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.