Сколько будет стоить казахстанская пшеница урожая 2023 года

Пока еще цены на пшеницу на внутреннем рынке Казахстана находятся в узком коридоре, но приближение осенней страды может изменить ситуацию. Причем цены могут двинуться как вверх, так и вниз. Какие факторы повлияют на динамику ценообразования, порталу ElDala.kz рассказал Евгений Карабанов, эксперт-официальный представитель Зернового союза Казахстана.

Все интервью с Евгением Карабановым в формате видео смотрите тут:

Уровень 80-85 тыс. тенге за тонну (с НДС) пшеницы 3-го класса сохраняется на внутреннем рынке Казахстана уже длительный период. Пшеница hi-pro стоит 90-91 тыс. тенге/тонна. Однако эта стабильность никого не устраивает. Для фермеров этот уровень слишком низкий, поскольку год назад цены были на уровне 185 тыс. тенге/тонна, то есть на 100 тыс. выше. А новый урожай осенью 2022 года начал торговаться по 125 тыс. тенге/тонна.

Чего ждать в сентябре 2023-го? Конечно, основной фактор - это объем урожая в самом Казахстане и на соседнем крупном рынке, в России.

- Что касается нашего урожая, то ожидания - чуть выше среднего, - рассказал Евгений Карабанов (на фото). - То есть на уровне 14 млн тонн. Американские эксперты выдали оценку нашего урожая именно в 14 млн тонн, европейские - в 13,2 млн тонн, ФАО показывает 14,2 млн тонн. Конечно, это пока только ожидания, по предпосылкам. Есть существенные риски: после выпавших дождей и установившейся жары начинаются грибковые заболевания - фузариоз, септориоз, ржавчина. Фермерам нужно проводить обработки фунгицидами, но у кого-то нет оборотных средств, а кто-то не может найти препараты в свободном доступе.

Плюс к этому объему Зерновой союз Казахстана ожидает переходящий остаток продовольственной пшеницы в Казахстане - 2,7 млн тонн. Это много, поскольку экономически обоснованным остатком эксперты считают 1 млн тонн. Лишнее зерно на рынке будет давить на цены. Это первый фактор, который может определить динамику в новом сезоне.

Если с фактором урожая все более или менее понятно, то вот логистический вопрос пока еще полностью подвешен в воздухе. Речь идет о нестабильности в Черном море, которая возникла после прекращения работы зерновой сделки.

С одной стороны, это сигнал к росту цен, поскольку поставки украинского зерна на мировые рынки оказались под вопросом.

 С другой - также под вопросом сейчас и поставки российского зерна, поскольку Украина уже показала свою способность атаковать суда в Черном море. Это вполне может лишить российских трейдеров возможности отгружать свое зерно покупателям. А с учетом высокого урожая в России в нынешнем году, плюс так же высокого переходящего остатка, рынку России грозит затоваривание пшеницей. В итоге она пойдет сухопутными маршрутами на традиционные рынки сбыта Казахстана - в Среднюю Азию. Это, конечно же, вызовет давление на цены.

- Сейчас достаточно одного небольшого прецедента с безопасностью судов в Черном море, и это сразу вызовет остановку экспорта зерна по этим маршрутам, - отметил Евгений Карабанов. - Страховые компании уже отказались работать с украинскими портами, а если инцидент окажется связан с российским судном, то откажутся и от работы с российскими портами. Не важно, что именно там случится, не обязательно потопить корабль. Просто прозвучит выстрел - и все.

В случае, если российское зерно окажется отрезано от черноморского маршрута, оно пойдет не только в Среднюю Азию, но и в Китай, на который сейчас рассчитывают и казахстанские экспортеры. Что до рынка Ирана, то он уже полностью освоен Россией, поскольку обе страны находятся под санкциями и совместно ищут варианты выстраивания торговых отношений в обход системы международных платежей. Для Казахстана это - большая потеря, поскольку в прежние годы в Иран уходило до 1,5 млн тонн казахстанского ячменя и пшеницы.

Задача Казахстана сегодня - не допустить такой же потери рынков Узбекистана и Китая, основных для нас на сегодня. Сделать это будет непросто, поскольку Россия на днях обозначила возможность отменять экспортную пошлину для поставок зерна в дружественные страны. То есть теперь в Узбекистан вполне возможны беспошлинные поставки. Это еще один фактор давления на цены.

- У нас пока еще есть два фактора защиты нашего экспорта в Узбекистан от российского зерна - экспортная пошлина ($30) и транзитный тариф ($40), - пояснил Евгений Карабанов. - Но пошлина может исчезнуть, а по транзитному тарифу, думаю, на нас будет оказываться давление. И это будет совсем плохо для нас.

Таким образом, худший вариант развития ситуации нового сезона для Казахстана - наличие 17 млн тонн пшеницы в стране с отсутствием возможности ее вывезти в силу "схлопывания" рынков сбыта. Конечно, это приведет к падению цен, и пострадают в первую очередь фермеры страны, которые не смогут реализовать свой урожай.

Читать по теме: Китай готовится покупать 5 млн тонн казахстанской пшеницы в год

В этой ситуации важнейшая задача правительства Казахстана и железнодорожной администрации - максимально широко открыть для казахстанского зерна ворота Китая. В Поднебесной в нынешнем сезоне из-за осадков получили пшеницу невысокого качества, много фуража и мало продовольственной. В связи с этим спрос на качественное зерно из Казахстана есть. Нужно постараться закрепиться на этом рынке, поставки куда зерновозами возобновились в апреле (100 тыс. тонн в месяц). Сейчас прозвучали планы КТЖ - запустить еще по одном составу в сутки (+100 тыс. тонн в месяц). Итого в год вполне реально продавать в Китай 2-2,4 млн тонн казахстанской пшеницы.

- Китай - рынок интересный, поскольку спрос там платежеспособный, - отметил Евгений Карабанов. - Сейчас у них внутренняя цена на свою пшеницу - более $300 за тонну. Для сравнения, Узбекистан предлагает нам $210-215. Если мы будем продавать в Китай 1,5-2,5 млн тонн в год, то это стабилизирует наш сбыт, поскольку Узбекистан, наш основной партнер сегодня, берет около 3 млн тонн в год.

Наличие дополнительного (плюсом к Средней Азии) рынка сбыта позволит не только сбалансировать экспорт, но и окажет позитивное влияние на цены. Вопрос только в том, чтобы поставки в Китай были стабильными и регулярными. Емкость рынка Китая в год - 10 млн тонн пшеницы и 12 млн тонн ячменя.

В целом пока Зерновой союз Казахстана рассматривает как базовый сценарий сохранение цен в 80-85 тыс. тенге/тонна и в новом сезоне. Эта цена позволит получить минимальную рентабельность тем фермерам, у кого урожай будет выше среднего. Но для большинства аграриев Казахстана этот уровень цен - работа "в ноль". Главное, чтобы ситуация не стала хуже. Обвал цен на зерно может вызвать такой фактор, как большой приток контрабандного зерна из России. Пока еще действует запрет на поставки пшеницы из России автотранспортом, но вскоре он прекратится. Задача правительства сейчас - обеспечить контроль на границе и не допустить возобновления поставок дешевого "серого" зерна из России.

- Нужен весовой контроль поставок зерна на границе, - резюмировал Евгений Карабанов. - Нужна система госучета и прослеживаемости зерна и продуктов его переработки. Необходимо ужесточить меры по администрированию НДС. Если это будет сделано, то мы минимизируем влияние "серого" зерна на наш рынок и на цены.

Подробно вопросы торговли зерном и масличными обсудят участники зерновой конференции EURASIAN AGRICOMMODITIES, которая пройдет 27-28 сентября 2023 года в Hilton Astana. Организатором выступает Grain Market Services в партнерстве с Зерновым союзом Казахстана и Союзом полеводов Казахстана.

Регистрация участников проводится на официальном сайте Конференции.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.