Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Мукомолы Казахстана готовы перенести производство в Россию
На рынке Казахстана сложилась ситуация, когда заниматься переработкой зерна не выгодно - рентабельность ушла в отрицательную плоскость. В этой ситуации мукомолы страны задумались о том, чтобы перенести свои предприятия в Россию, где есть дешевое зерно, а экспорт муки никак не ограничен. В долгосрочной перспективе это ударит прежде всего по рядовым фермерам - их зерно потеряет сбыт и на внутреннем рынке, и на внешнем.
Об этом порталу ElDala.kz рассказал Талгатбек Алихан Кайратбекулы, вице-президент Союза зернопереработчиков Казахстана.
- С одной стороны, нас поджимают мукомолы Узбекистана, которых поддерживает государство, за счет чего они могут получать более дешевую муку из пшеницы, купленной по одинаковой с нами цене, - привел аргументы эксперт. - С другой - нас поджимает Россия, которая производит более дешевую муку за счет более дешевого сырья. Смотрите: сейчас казахстанская пшеница на станции «Сарыагаш» стоит $420-430 за тонну. Российская мука там же стоит $460. А казахстанскую муку мы можем предложить не дешевле $480. Естественно, она с трудом находит спрос. Хотя справедливая цена - нашей муки. С учетом текущих цен на сырье - $525 за тонну (плюс 25% к цене зерна). То есть сейчас мы не то что не зарабатываем - мы теряем по 10% на каждой тонне муки.
Много лет подряд правительство Казахстана закрывает глаза на проблемы мукомолов, и в нынешней критической ситуации они видят только один выход - переносить свои мощности в Россию, где можно работать на дешевом зерне. Для них это вынужденный выход, поскольку бизнес ищет наиболее выгодные условия.
- Работая в России на их пшенице, мы сможем продавать муку в Афганистан или Узбекистан по $380 за тонну - дешевле казахстанской пшеницы. И просто выдавим ее с рынка, - отметил Талгатбек Алихан Кайратбекулы. - В результате спрос на зерно на внутреннем рынке Казахстана упадет на 3-4 млн тонн в год. И, конечно, он сократится на внешнем рынке под нарастающим давлением российской муки, поставляемой в те же страны Средней Азии.
Читать по теме: Российская мука захватывает рынок Казахстана
Убыток 10%
Ситуация с обеспеченностью сырьем мукомольных предприятий Казахстана обострилась в середине марта, когда Россия ввела запрет на поставки пшеницы в страны ЕАЭС. До этого мукомолы и птицеводы Казахстана приобретали российское зерно примерно по 115 тыс. тенге/тонна. После введения запрета цены резко пошли вверх и к настоящему моменту достигли 170 тыс. тенге/тонна. Тогда как в России цены не изменились, тонна пшеницы там стоит 110-112 тыс. тенге/тонна.
Это диспропорция делает казахстанскую муку неконкурентоспособной на традиционных рынках сбыта - в странах Средней Азии. Ведь Россия экспорт своей муки не ограничивает, и она свободно идет в те же Афганистан, Узбекистан, Таджикистан и так далее. Более того, и прилавки казахстанских магазинов все плотнее занимают российские бренды.
Союз мукомолов Казахстана эти проблемы прогнозировал, поэтому не раз поднимал вопрос о запрете на вывоз пшеницы из Казахстана, либо на введение экспортной пошлины. Однако правительство ограничилось установлением квоты в объеме 1 млн тонн на два месяца - до середины июля.
- Цены на пшеницу в Казахстане разогнали вверх до предела, - рассказал Талгатбек Алихан Кайратбекулы. - Более того, многие производители зерно придерживают в расчете на дальнейшее подорожание. Цены периодически тестируют - поднимают на новый уровень и смотрят, будут ли покупать. По сути, идет позиционная борьба между поставщиками зерна и переработчиками.
Нынешний уровень цен, 170 тыс. тенге/тонна, не позволяет казахстанским мукомолам конкурировать с российской мукой. При такой себестоимости сырья тонна муки должна стоить 250 тыс. тенге. Реально ее берут лишь по 200-220 тыс. - именно такой уровень цен предлагают россияне. И у мукомолов Казахстана выход - либо получать убыток в 10% с каждой тонны продукта, либо останавливать производство.
Зернопереработчиков устроила бы пшеница по 150 тыс. тенге/тонна, но такой на рынке сейчас нет и раньше осени не будет. Хотя даже снижение цен не гарантирует восстановление рынка, ведь и в России, скорее всего, зерно нового урожая окажется дешевле. Так что проблему нужно решать системно.
Российский демпинг
Причем в долгосрочной перспективе нынешние проблемы отразятся именно на казахстанских фермерах - отечественная пшеница просто перестанет интересовать покупателей, ее заменит российская. Ведь чем больше на рынках сбыта будет российской муки, тем меньше пшеницы будут брать мукомолы не только Казахстана, но и Узбекистана, тогда как именно они в последние годы обеспечивали значительную долю спроса. Зернопроизводство Казахстана получит двойной удар - упадет спрос на внутреннем рынке в силу банкротства или ухода отечественных мельниц, а также снизится внешний спрос.
- Российская мука сейчас «залетает» в Узбекистан, поскольку они спокойно могут продавать ее по цене нашего зерна, - отметил Талгатбек Алихан Кайратбекулы. - Но, конечно, они не дураки и смотрят на рынок, чтобы продавать ее с максимальной выгодой. Поэтому сейчас они ставят цену на тонну своей муки на $5-10 дешевле нашей. Но при необходимости могут этот дисконт увеличить.
Тотальную экспансию российской муки пока еще сдерживает ограниченность возможностей переработки зерна. Там спешно вводят в строй простаивавшие мельничные комплексы и планируют строительство новых. И когда эти планы будут реализованы, для казахстанского мукомолья настанут по-настоящему чёрные времена. Соседи их просто выдавят с рынка.
Читать по теме: Россия наращивает экспорт муки
Выход в ограничения
Многие отечественные мукомолы не хотят ждать этого кризиса и также задумываются о переносе своего производства в Россию. Другого выхода на фоне бездействия казахстанского правительства по поддержке зерноперерабатывающей отрасли они не видят.
- Мы анализировали разные сценарии и пришли к выводу - для сохранения отечественной переработки нужно перенести российский опыт на нашу почву, - сказал Талгатбек Алихан Кайратбекулы. - То есть ограничивать экспорт пшеницы через введение пошлин, а на экспорт муки все ограничения снять. Это единственный вариант сохранить отрасль, в которой сейчас работают 174 предприятия и более 50 тыс. человек (с семьями - 250 тыс.). Конечно, в идеале все бы хотели работать без каких-либо ограничений, в условиях саморегулирования рынка. Но мы должны исходить из реалий - Россия ввела пошлины и квоты, и мы не можем игнорировать их влияние и на нас. Да, мы можем сейчас закрыть на это глаза, но нам придется прийти к этому года через два, когда мы уже потеряем все свое мукомолье и свой экспорт не только муки, но и пшеницы Поэтому действовать нужно вовремя, а не откладывая трудные решения на потом.
Конечно, при введении экспортных пошлин необходимо учесть и интересы производителей зерна, поскольку введение пошлин приведет к снижению экспортных цен. В России это делается через возвращение фермерам субсидиями всей суммы, собранной через пошлины. Казахстан вполне может использовать такой же механизм.