Мукомолы готовы избавить Казахстан от избыточных запасов пшеницы

В нынешнем году Казахстан получил урожай пшеницы в 18 млн тонн (оценка Международного совета по зерну). А с учетом остатков прошлого года в стране сформирован запас пшеницы более 21 млн тонн. Принимая во внимание инфраструктурные ограничения, экспортировать страна может примерно 0,9 млн тонн зерновых грузов в месяц, или 10 млн тонн в год. И это - зерно ВСЕХ видов, а не только пшеница. А значит, за год Казахстан сможет использовать (продовольствие, переработка, экспорт) только половину имеющегося объема пшеницы. Что делать с остальным запасом?

Тут свою роль могли бы сыграть казахстанские мукомольные предприятия, имеющихся мощностей которых достаточно для того, чтобы враз увеличить объем производства в три (!) раза, с 3 млн тонн до 9 млн тонн в год. Этого как раз хватит, чтобы избавить страну от бремени рекордного урожая.

Вот только для того, чтобы запустить мельницы на полную мощность, мукомольной отрасли нужна грамотная поддержка со стороны государства. А ее нет.

 

Симптомы упадка мукомолья

За 25 лет число мукомольных предприятий в Казахстане сократилось более чем в 10 раз: если в 2000 году их начитывалось около 2300, то в 2024-м осталось 250. Такие данные озвучил Евгений Ган, председатель Союза зернопереработчиков Казахстана

Но, по словам эксперта, даже эти цифры не полностью характеризуют тот упадок, в котором пребывает мукомольная отрасль Казахстана по вине невнимания властей к проблемам зернопереработчиков и отсутствия господдержки. На самом деле из 250 мукомольных компаний активно работает не более 80. А в целом производственные мощности казахстанских мельниц загружены лишь на 37%, или на треть от имеющегося потенциала.

Как пример невнимания властей к мукомольной отрасли Евгений Ган привел недавнее решение правительства ввести субсидии на транспортные расходы по поставкам казахстанского зерна на внешние рынки - без аналогичной меры поддержки в адрес муки казахстанского производства. Это усилит замещение на внешних рынках готового продукта казахстанского производства (мука) сырьем (пшеница). А значит, усугубит проблемы отечественной мукомольной отрасли.

Следствием подобного отношения властей к мукомолам, продолжающегося длительное время, уже стало снижение как объемов производства муки, так и уменьшение экспортных поставок. Как сообщил Евгений Ган, если в 2012 году  Казахстан произвел 4 млн тонн муки, то в 2023-м - 3,1 млн тонн. Экспорт муки в 2012 году составил 2,2 млн тонн, а в 2023-м - 1,9 млн тонн.

 

Проблему чувствуют все

Ощутили негативные последствия упадка мукомолья и фермеры: в результате сокращения числа действующих мельниц произошло падение спроса на выращенное аграриями страны зерно.

“Ответработники МСХ РК уже не раз говорили представителям нашей отрасли в частных беседах, что они жертвуют мукомольной отраслью, так как необходимо помогать сельхозтоваропроизводителю. Сказать, что эта позиция некорректна – ничего не сказать. Ведь агропромышленный комплекс – это высокоинтегрированная структура множества отраслей. Зернопереработка – такая же отрасль в структуре МСХ, как и многие другие. И говорить, что какие-то отрасли важнее, а какие-то нет – по меньшей мере непродуманно, а по большому счёту наносит экономический урон не только отрасли зернопереработки, но и всему АПК в целом”, - отметил Евгений Ган.

Правильным выходом из сложившейся в нынешнем году ситуации (переизбыток пшеницы на внутреннем рынке и падение цен на зерно) Евгений Ган назвал не субсидирование транспортных расходов на экспорт зерна, а введение субсидий фермерам при сдаче зерна отечественным мельницам на переработку. Это позволит и фермерам получить достаточную рентабельность, и мукомолам обеспечить себя более дешевым сырьем для того, чтобы выдержать конкуренцию с российскими коллегами.

“Тогда деньги, что мы планируем отдать перевозчикам, останутся внутри АПК, и их получат именно сельхозпроизводители. Благодаря этому все звенья – от сельхозтоваропроизводителя до экспортера муки – почувствуют реальную помощь от государства”, - отметил Евгений Ган.

 

Мука для Средней Азии

При этом эксперт положительно оценил планы по строительству в стране предприятий глубокой переработки зерна - сейчас озвучены шесть таких проектов, суммарная мощность переработки которых составит 3 млн тонн в год.

Однако Евгений Ган обращает внимание на то, что нельзя забывать и о десятилетиями складывающейся роли Казахстана в обеспечении мукой государств Средней Азии. С учетом растущего в том регионе населения казахстанское мукомолье должно не просто сохранять, но и наращивать экспортный потенциал, чтобы иметь возможность обеспечивать продовольственную безопасность региона не только в такие благоприятные годы, как нынешний, но и в случае неурожая. Это повод правительству задуматься о поддержке тех казахстанских мельниц, которые еще продолжают работать в условиях нарастающей конкуренции с Россией, которая за три года увеличила экспорт муки в три раза. И в этом мукомолам РФ помогает поддержка государства.

“ К сожалению, я сам за прошедшие четверть века не могу вспомнить ни одного случая, чтобы наших зернопереработчиков собирало Министерство сельского хозяйства РК, чтобы обсудить насущные проблемы отрасли. Разве это верный подход? Раз уж мы в свое время вывели мукомольную отрасль в число мировых лидеров – так зачем же эту курицу, которая, без преувеличения, несёт золотые яйца, пускать в расход?» - задался риторическим вопросом Евгений Ган.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.