Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Как горе-чиновники лоббируют интересы горе-фермеров
Нынешний год отметился несколькими волнами беспрецедентного роста цен на продукты питания. Базовый «элемент», пшеница, подпрыгнула со 120 тыс. тенге/тонна в январе до 180 тыс. тенге/тонна в июне. И следом за собой зерно потянуло все остальное - от хлеба до молока и мяса.
С аналогичными проблемами столкнулся и весь остальной мир. Теперь даже богатые страны Запада ищут возможности закупок продуктов питания по более низким ценам. И в этой ситуации мы с удивлением узнаем, что Министерство сельского хозяйства Казахстана занимается прямо противоположными изысканиями - думает над схемой, которая позволит сделать импортное продовольствие ДОРОЖЕ.
Не верите? Мы тоже не верили, пока не услышали это своими ушами в выступлении Азата Султанова (на главном фото), директора департамента производства и переработки растениеводческой продукции МСХ РК, на форуме AgriWorld. Он прошел 2 ноября в Алматы рамках выставки AgroWorld Qazaqstan-2022.
Низкий урожай - высокие цены
Начнем издалека. Низкая производительность труда и нежелание работать над сокращением издержек приводят к тому, что некоторые виды казахстанского продовольствия становятся неконкурентоспособными даже на внутреннем рынке. То есть импортные продукты питания оказываются дешевле отечественных даже с учетом транспортных расходов.
Яркий пример, который особенно очевиден в нынешнем году, - зерно. В России урожайность пшеницы намного выше, чем в Казахстане. Причины тому как объективные, так и субъективные. К первым можно отнести более высокий уровень осадков в зерносеющих регионах РФ, а ко вторым - использование фермерами соседней страны более качественных семян, применение более современной техники (снижает потери) и передовых технологий (позволяет увеличить урожайность).
Конечно, и в Казахстане есть хозяйства, которые работают грамотно и обеспечивают себе достаточную рентабельность даже в засушливых условиях. Но есть и такие, кто даже в благоприятный сезон сидит с низкой урожайностью, поскольку сеет мусором, нарушает сроки проведения агротехнических мероприятий, не вносит удобрения в почву и не борется с сорняками, вредителями и болезнями.
Что в итоге? Эти горе-фермеры, получив минимальный объем зерна, единственной возможностью окупить свои ошибки видят реализацию скудного урожая по космическим ценам. Именно они ждали, что осенью пшеница останется на тех неадекватных уровнях в 170-180 тыс. тенге/тонна, на которые она взобралась к концу июня в силу временного запрета поставок зерна из России.
Но с июля поставки возобновились, да и собственный урожай Казахстана оказался максимальным за последние 10 лет. И цены пошли вниз. Это был естественный рыночный процесс, оспаривать справедливость которого невозможно.
Однако горе-фермеры потребовали запретить поставки зерна из России - в надежде, что тогда внутренняя цена в Казахстане пойдет вверх. Авторов этих предложений не волновало ни то, что завышенные цены - это погибель и для отечественного мукомолья, и для животноводства и птицеводства, которые прямо зависят от цен на фураж. И уж в последнюю очередь горячие головы думали о том, что пшеница по 180 тыс. тенге/тонна - это новый всплеск инфляции.
Причем речь идет не только о росте цен на продукты питания, которые и без того подорожали чудовищно. Речь и о росте цен на средства производства для фермеров: поставщики семян, агрохимии и сельхозтехники чутко отслеживают ситуацию на рынке и поднимают цены на свою продукцию сразу же, как только им кажется, что на боках фермеров появился «жирок».
Золотые яблоки Минсельхоза
Так что невозможно оспаривать правоту тех экономистов в том, что вводить любые запреты - это опасно. Искажение реальной рыночной конъюнктуры рано или поздно ударит по всем - и по населению, и по производителям.
В первую очередь это должны понимать чиновники, но мы с удивлением раз за разом видим, как именно они, руководствуясь неясными мотивами, пытаются ввести то один, то другой административный барьер, препятствующий свободному обращению товаров.
Не устает в этом смысле удивлять Минсельхоз РК.
Например, год назад на форуме AgriFood-2021 Азат Султанов озвучил умопомрачительное предложение - ввести пошлины на импорт в страну яблок в период сбора собственного урожая. И это в тот момент, когда собственное производство в стране покрывает лишь ¾ потребности, а дефицит в 90 тыс. тонн мы закрываем именно за счет поставок из-за рубежа.
Читать по теме: Зачем Минсельхозу дорогие яблоки
Портал ElDala.kz подробно анализировал тогда всю ущербность этого предложения, направленного лишь на одно - получение сиюминутной прибыли садоводами за счет административного устранения конкурентов. А в среднесрочной перспективе эта мера ведет к деградации самой отрасли.
С тех пор прошел год. Слава Всевышнему, пошлины введены не были - видимо, у кого-то в МСХ РК все же есть либо здравый смысл, либо хотя бы инстинкт самосохранения (потому что усилиями чиновников по лоббированию интересов частного бизнеса вполне могут заинтересоваться антикоррупционные органы).
Но при этом сам зуд введения ограничений на импорт более дешевого продовольствия с тыльной части тел чиновников не пропал. Видимо, горе-фермеры как-то сумели замотивировать горе-чиновников на работу в этом направлении.
И вот уже на форуме нынешнего года AgriFood-2022 все тот же Азат Султанов снова «порадовал» предложениями о том, как… повысить стоимость продуктов питания зарубежного происхождения. Речь снова - о фруктах, а также о тепличных овощах. Причем у Минсельхоза появились в этом странном деле единомышленники - Минторговли.
Вот какими откровениями поделился Азат Султанов на сессии «Тепличный бизнес в Казахстане: информационные данные в фермерстве».
- Нам нужно вместе подумать над защитой внутреннего рынка - сейчас активная команда в Министерстве торговли, - сообщил Азат Султанов. - Буквально на днях мы с ними обсуждали вопросы демпинга со стороны наших соседей. Не только в секторе плодов, но и овощной сектор затрагивали. Суть наших предложений в том, что сейчас таможенная очистка (а по тем странам, где у нас нет взимания таможенных платежей - взимание налогов либо других обязательных платежей) идет на основе цен, декларируемых в самих договорах, либо по информации рынков экспортеров. Мы же предложили Министерству финансов, Комитету госдоходов, взимать такие платежи со стоимости рыночной. Может быть, не розничной, но оптовой. Соответственно, наши отраслевые ассоциации изъявили возможность и желание делиться такой информацией. То есть цены у ассоциаций на руках есть, сколько будет та же продукция стоить на нашем внутреннем рынке. Взимание этих платежей от реальной рыночной стоимости позволит сделать удорожание этой импортируемой продукции. И сравнять ее по стоимости с продукцией здесь, внутри.
Другими словами, Минсельхоз в паре с Минторговли предлагает отдать в руки отраслевых ассоциаций по сути дела право устанавливать цены на продукты питания в зависимости от того, какую цену они посчитают «реальной». Пока еще речь идет об овощах и фруктах, но очевидно, что такая схема быстро заинтересует производителей всех остальных продуктов питания, и мы получим «рынок продавца» - то есть ситуацию, где не спрос определяет предложение, а наоборот.
Покупателей поставят в ситуацию, кода они будет вынуждены платить ту цену, которую производитель считает справедливой. Учитывая, что понятие справедливости - философское, и где-то даже метафизическое, цены будут определяться лишь аппетитом продавца. И рамок разумного тут не будет никаких. Ведь рамки эти установить может только конкуренция, а чиновники ее хотят уничтожить на корню.
Бег в разные стороны
Что в итоге? У горе-фермеров не будет никакой мотивации к развитию - к повышению производительности труда, эффективному менеджменту производства, улучшению качества продукции и наращиванию объемов ее производства. То есть, возвращаясь к указанному выше примеру с горе-производителями зерна, они смогут руками чиновников поднимать цены на продукцию на тот уровень, который позволил им, лежа на боку и получая минимальные урожаи, все равно иметь маржу, достаточную для сладкой жизни.
А кому жизнь будет кислой? Всем казахстанцам. Если сейчас хотя бы в сезон массового урожая овощей и фруктов цены на них снижаются из-за поставок из Узбекистана и других южных стран, и рядовой житель страны может позволить себе огруцы-помидоры, то при реализации совместного предложения Минсельхоза и Минторговли самые простые овощи и фрукты окончательно перейдут в разряд экзотических недоступных деликатесов, которыми уже стали апельсины-мандарины.
Возникает еще вот какой вопрос: как это предложение согласуется с другими ограничительными инициативами Минсельхоза? Например, с введением квот (то есть количественных ограничений) на экспорт скота? Ведь эта мера введена, чтобы добиться прямо противоположного эффекта - снизить цены на определенный вид продовольствия внутри страны (на мясо). Так почему одной рукой МСХ РК работает над повышением цен на овощи и фрукты, а другой пытается сбить цены на мясо? Где логика? Или просто у садоводов и тепличников лоббисты активнее, чем у скотоводов?
А в целом эта ситуация говорит о том, что у аграрного ведомства нет ни четкой единой стратегии развития отрасли, ни единого видения системы государственной поддержки. Вот и фонтанируют отдельные чиновники идеями, кто на какие горазд.