Фермер рассказал о схемах «распила» субсидий

В новой системе субсидирования сельского хозяйства местные власти должны получить больше возможностей для поддержки необходимых каждому конкретному региону направлений развития.  И если акиматы будут пользоваться этими инструментами умело, они смогут регулировать дисбалансы, возникающие на рынке.

Примером того, как может пострадать регион от неверных решений центра, с порталом ElDala.kz поделился Мереке Исмагулов, фермер из Костанайской области. В 2016 году он начал работать по госпрограмме «Пополнение откормплощадок первой категории». То есть, скупал молодняк у фермеров, ставил на докармливание в своем хозяйстве до 400 голов. Благодаря грамотно организованному процессу, бычки у него набирали в сутки 1,5-1,7 кг, что завидный показатель даже для крупного сельхозпредприятия. Когда скот достигал тех стандартов, которые требовала откормплощадка первой категории, он отвозил его туда и сдавал. И за это по госпрограмме получал субсидии – 200 тенге на каждый килограмм живого веса.

В выигрыше были все - и продавцы скота, получавшие хорошую цену за свой молодняк, и откормплощадка, которая приобретала для финишного откорма качественный скот, и сам Мереке Исмагулов, который стал важным звеном всей цепочки производства мяса.

Однако, в 2022 году целостность этой цепочки была разорвана: тогдашний министр сельского хозяйства Сапархан Омаров принял решение изменить правила выплаты субсидий.

 - В новых правилах оставили только один пункт – субсидии можно стало получать лишь при сдаче бычков, рожденных от породного преобразования в собственном хозяйстве, - пояснил Мереке Исмагулов (на фото). - То есть, если у меня 100 коров, и за сезон я получаю 50 бычков - сдать на откормплощадку и получить субсидии я могу только на них. А если вы купили молодняк у кого-то, сами его откормили – то субсидия не полагается.  

К чему это привело в итоге, стало ясно очень скоро: молодняк из Костанайской области стал уходить в другие, более богатые регионы. В Алматы, в Шымкенте уровень жизни выше, и оптовая цена говядины составляет 2 500 тенге за килограмм, тогда как в Костанайской области – 2 000 тенге. Естественно, из южных регионов на север потянулись покупатели, которые за живой скот могут предложить 1 100 тенге/кг, тогда как местные покупатели – только 950 тенге. И скот пошел на юг.

Читать по теме: Программы развития АПК Казахстана ходят по замкнутому кругу

Об этой проблеме Мереке Исамгулов написал в письме акиму Костанайской области Кумару Аксакалову, и попросил субсидирование возобновить. Также фермер записался на прием к главе региона.

- А подвигло меня на всё это то, что 2 февраля на отчетной встрече с народом аким области сказал, что заполненность убойных пунктов области составляет всего лишь 30%, - сказал Мереке Исмагулов - Причина в том, что не хватает скота. Вот я и решил показать, где проблема, и как ее можно решить.

В итоге, встреча с главной региона не состоялась – письмо фермера переправили в управление сельского хозяйства региона, и его глава Тимур Бисимбаев принял Мереке Исмагулова. Участвовал во встрече и специалист управления по господдержке. Он пояснили фермеру, что отмена выплаты субсидий Минсельхозом был проведена для предотвращения злоупотреблений.

Это объяснение Мереке Исмагулова очень удивило.

- Скупщики скота из других регионов  могут давать более высокую цену, и наше поголовье уходит туда, - консттировал фермер. - А наши бойни стоят без работы. Что нужно делать? Субсидировать. Это же элементарно!  А чиновники в управлении сельского хозяйства чуть ли не жуликом меня представляют за мое предложение варианта решения проблемы!

При этом, Мереке Исмагулов приводит множество примеров злоупотреблений в вопросах выделения субсидий, на которые и Минсельхоз, и местные власти закрывают глаза. Например, племенное хозяйство по бумагам «продает» аффилированой компании животных, и фиктивный покупатель получает на этот скот субсидии по программе породного преобразования из расчета 150 тыс. тенге на каждую телку. А на самом деле, животные остаются на месте, им просто меняют бирки, и вскоре продают уже как товарный скот на убой.

Или же растениеводческое хозяйство по бумагам «покупает» у семхоза семена на 15 тыс. га, а по факту – только на 10 тыс. Но субсидии получает на завышенный объем. Их две компании делят между собой.

- И такие жульнические схемы во всем у нас, - отметил Мереке Исмагулов. – Поэтому я всегда и говорил, но нам нужно отменить все виды субсидий, кроме выплат на реализованную  продукцию. Тут легко установить факт: сдал – получил. Все, никаких злоупотреблений. Так у нас было с дорощенным скотом – сдал, получил 200 тенге на килограмм. Все прозрачно, все подконтрольно.

Читать по теме: Почему программа развития АПК обречена на провал

Таким образом, ни визит фермера в управление сельского хозяйства, ни письмо акиму области ни к каким конструктивным результатам не привели. В протоколе встречи обозначили такое решение:

«Субсидирование хозяйств по доращиванию бычков возможно после внесения изменений в Правил субсидирования, разрабатываемые Министерством сельского хозяйства РК».

Получается, местные власти сняли с себя эту ответственность. Хотя, у них сейчас, при действующей системе господдержки, немного возможностей к самостоятельному принятию решений. Обсуждение новой системы субсидирования идет уже второй год, но пока в проекте аграрии не видят ничего позитивного. Возможно, действительно дать больше инструментов на места, что позволить сделать всю систему более гибкой и отзывчивой к проблемам каждого конкретного региона.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.