Программы развития АПК Казахстана ходят по замкнутому кругу

Принцип круговой экономики (circular economy) должен стать сквозным в подготовке по-настоящему действенной программы развития АПК Казахстана. Так считает Арсен Керимбеков, директор Союза производителей органической продукции Казахстана.

При этом действующую сейчас стратегию развития аграрного сектора эксперт считает непродуманной и слабой, которая точно не принесёт никаких результатов.

- Чем грешат все наши программы развития АПК? - рассказал Арсен Керимбеков (на фото). - В первый год более или менее четко расписано, куда деньги девать. Второй год уже туда-сюда, а в третий уже окончательно мутно. Поэтому на третий год программа тихо сворачивается, ни с кого никаких результатов не спрашивают - и пишут новую. Такую же бесполезную, как предыдущая.

Читать по теме: Почему программа развития АПК обречена на провал

При этом для разработки по-настоящему адекватного программного документа сначала нужно подготовить почву. И в первую очередь речь идет о наведении порядка в статистике. Потому что те цифры, которыми в последние десятилетия оперирует сам Минсельхоз, создавая стратегии развития отрасли, вызывают сомнения у всех участников рынка, да и у самих госорганов.

- Был в Казахстане опыт в 2011-2012 годах, когда тогдашний министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков постарался приблизить к реальности официальные цифры по численности поголовья крупного рогатого скота, - напомнил Арсен Керимбеков. - Оказалось, что поголовье чуть ли ни на треть меньше того, о чем говорила статистика. Но тогда эта инициатива не нашла поддержки прежде всего со стороны местных акиматов. А ведь это основа основ - нельзя строить планы и принимать правильные решения, не понимая, что мы имеем сегодня. Поэтому эту работу нужно провести системно, охватив все сферы сельского хозяйства. Нужно навести порядок со всеми цифрами. И далее, чтобы избежать искажений в будущем, снять с акиматов ответственность за надои и урожаи. В конце концов, производительность труда в сельском хозяйстве - это не зона ответственности местных властей. Тогда и не будет приписок.

Опасность приписок состоит и в том, что раздутые цифры - это элементы коррупционных схем. То есть через «бумажные» урожаи зерна в Казахстане легализуется контрабандная российская пшеница. А через существующие только на бумаге надои «высасываются» бюджетные субсидии.

Читать по теме: Минсельхоз Казахстана представил новую систему субсидирования

Возвращаясь к круговой экономике: она подразумевает создание замкнутого цикла производства. В сельском хозяйстве примером может служить органическое производство: в почву не вносятся минеральные удобрения, вместо них применяется органика с животноводческих ферм. Кроме того, не используются гербициды и прочие яды, а борьба с засорением полей, вредителями и болезнями ведется механическими и биологическими методами, а также путем соблюдения севооборотов. Все это в итоге и создает замкнутый цикл производства, обеспечивающий сохранение качеств земли и минимизацию ущерба для природы.

В целом биологизация сельского хозяйства - также важная задача, которая должна найти отражение в госпрограмме. Прежде всего нужно подумать о снижении применения антибиотиков в птицеводстве и животноводстве. Это важно для здоровья населения. В мире этот тренд очень активен.

- В Европе, в США, в Китае, в России есть птицеводческие и свиноводческие хозяйства, которые работают не на антибиотиках, а на пребиотиках, - отметил Арсен Керимбеков. - И нам нужно двигаться в этом направлении. Кроме здоровья населения, такая продукция, отправляемая на экспорт, - это уже премиум-товар.

То же самое касается растениеводства - необходимо переходить на биологические методы защиты посевов. Это задача и для казахстанской науки - заняться соответствующими разработками. 

Читать по теме: Топ-100 агрохолдингов Казахстана

При этом в широком понимании круговая экономика подразумевает обеспеченность страны собственными средствам производства. И именно на этом должен сконцентрировать внимание Минсельхоз в программе развития АПК, считает Арсен Керимбеков.

- Возьмите для примера птицеводство - оно сейчас максимально зависит от импорта, - рассказал эксперт. - Ввозится все - от цыплят до витаминов и премиксов. Поэтому Минсельхоз в своей программе развития должен определить такие «дыры» и поддержать их заполнение. То есть просубсидировать создание центров, которые будут работать тут, в Казахстане, обеспечивая птицефабрики поголовьем и всем необходимыми.  То же самое по премиксам, аминокислотам и всему прочему, что необходимо в промышленном птицеводстве. Государство должно сделать максимум для того, чтобы создать замкнутый в масштабах страны цикл производства.

Птицеводство - только один пример. Из таких «дырочек» сегодня и состоит вся наша экономика: то же самое в садоводстве, которое сегодня почти полностью зависимо от импортных саженцев. Так же по всем семенам, от пшеницы до сахарной свеклы - все импортируется. Минсельхозу нужно сделать акцент на устранение этих перекосов. Конечно, не препятствуя импорту, а напротив, поддерживая отечественные проекты импортозамещения по средствам производства в рамках приоритетов, заложенных в адекватную госпрограмму.

Кроме того, эту же схему Минсельхоз должен отработать и в обратном направлении, уверен эксперт. То есть проанализировать нынешнюю ситуацию с точки зрения «утечки» из Казахстана тех ресурсов, которые могли бы с большей эффективностью использоваться внутри страны, поддерживая замкнутый цикл производства в рамках круговой экономики. Например, ячмень выгоднее не экспортировать, а использовать на корм скоту как фураж, получая мясо или молочные продукты, чтобы экспортировать их уже как готовый продукт с добавленной стоимостью. 

Читать по теме: Казахстан заработал $1,7 млрд на экспорте зерна в 2021 году

Важным элементом развития АПК Казахстана должны быть и ЛПХ. Попытки вовлечь их в производственную цепочку предпринимались, но успеха не принесли. Причина - непродуманная схема их объединения в более крупные образования. Принцип круговой экономики поможет и здесь. В случае с ЛПХ в цепочку необходимо добавить звено, обеспечивающее сбыт. Потому что производить что-то сельчане на своих подворьях, в садах и огородах могут. А вот продавать свою продукцию чаще всего им просто некуда.  

- Действенным вариантом может быть только объединение ЛПХ вокруг заготовителя, - сказал Арсен Керимбеков. - Заготовитель - это скупщик готовой продукции, выращенной мелкими производителями. Он дает им саженцы тех же плодовых или ягодных культур или семена овощей, он приглашает агронома для консультирования. А скупив те же ягоды, сам продумывает переработку или сбыт. И именно его, заготовителя, должен поддерживать Минсельхоз.

Примеры заготовителей, которые уже сейчас работают по такому принципу, но без господдержки, уже есть. Например - лимоны. Казахстан экспортирует 3 тыс. тонн лимонов в год, рассказал Арсен Керимбеков. Хотя этого фрукта ни в одной госпрограмме нет. Однако бизнес южных регионов сам сумел организовать мелких производителей и выйти на такие вот существенные объемы экспорта. Если же появится господдержка хотя бы в виде льготного кредитования, то объем экспорта реально увеличить до 6 тыс. тонн в год.

- То же самое касается и многих других направлений, - отметил Арсен Керимбеков. - Если поддержать мелких производителей, то у Казахстана появятся такие экспортные товары, о которых мы сейчас и не подозреваем, - от вяленых помидоров до замороженных ягод. Кстати, уже сегодня во многих городах Сибири продается варенье и повидло из Казахстана. Заслуга в этом активных заготовителей из Туркестанской области, которые смогли своими силами организовать частников, выращивающих сырье, обеспечив им сбыт, а после - переработку и экспорт. Такие вещи Минсельхозу и нужно системно поддерживать.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.