Керимбеков Арсен Джакашович

Керимбеков Арсен Джакашович

Директор

«Союз производителей органической продукции Казахстана»
1142
Возраст: 54 года

Профиль на Facebook

Арсен Джакашович родился в с. Шаульдер Отырарского р-она ЮКО.

Образование

1986-1992 гг. — Арсен Джакашович учился в Казахском государственном университете им. Аль-Фараби, экономический факультет — экономист-преподаватель политической экономии.

Карьера

1992-1993 гг. — эксперт по иностранным инвестициям Международного азиатско-казахстанского Фонда.

1993-1995 гг. — начальник отдела, заместитель Председателя Правления АКБ BSB Bank.

1995 г. — Директор AZIZA.

1995-1996 гг. — Арсен Джакашович специалист управления проектов АПК Департамента проектного анализа Эксимбанк РК.

1996-1997 гг. — эксперт по сельхозпроектам Казинтербанк.

1997-2001 гг. —  менеджер, генеральный менеджер, старший менеджер, заместитель Директора Департамента Агентства РК по инвестициям. 

2001-2002 гг. — начальник управления мониторинга и анализа Комитета по государственным закупкам Министерства Финансов РК.

2002 г. — директор Департамента экономики, торговли и предпринимательства Костанайской области.

Апрель 2004-2006 гг. — Арсен Керимбеков — директор Департамента экономики, торговли и предпринимательства г.Астаны.

2007-2008 гг. — директор департамента развития предпринимательства Министерства Индустрии и торговли РК.

2008-2010 гг. — директор представительства в г. Астана НК СПК «Тобол». 

2010-2016 гг. — заместитель Председателя Правления «Казагромаркетинг».

С 2016 г. — Арсен Джакашович и.о. директора, позднее директор «Центр компетенций».

2016-2017 гг. — советник Председателя Правления «Казагромаркетинг».

2017-2018 гг. — директор департамента экспорта животноводческой продукции в НК «Продовольственная контрактная корпорация».

С 2018 г. — Арсен Джакашович директор «Союза производителей органической продукции Казахстана».

Цитаты

«Эта ситуация вызывает вопросы, учитывая, что ресурсы для агропроизводства у нас дешевле, чем во многих других странах, — отметил Арсен Керимбеков. — Главное средство производства, земля, у нас намного доступнее. Речь даже не про Европу или Украину, а про Россию или Узбекистан. У нас все намного проще. То же самое — с водой для полива, у нас ее фермерам легче и дешевле получить. Да, в этом году — засуха, на юге есть проблемы. Но в целом — легче и дешевле. То же самое — дизтопливо, оно у нас дешевле, чем у соседей. Зарплаты тоже не выше, чем у соседей. А продуты питания при этом дорогие.» (сентябрь 2023 г.)

«Наши перерабатывающие предприятия работают далеко не на полную мощность, — сказал Арсен Керимбеков. — Почему так? Суть в том, что переработчики всегда стараются обмануть фермера, не давая справедливую цену за сельхозсырье. Поэтому аграрии и пользуются любой возможностью, чтобы отправить свой продукт на экспорт в виде сырья.» (сентябрь 2023 г.)

«Психология покупателя такова, что он хочет каждый день видеть в определенном месте уже знакомый ему товар, — пояснил Арсен Керимбеков. — Поэтому торговые сети не хотят работать с теми поставщиками, которые сегодня привезли партию товара — и пропали. Нет, магазину нужны постоянные поставщики. И зачастую таких можно найти только за границей. Казахстанские тоже есть, но их мало, и не во всех сегментах пищевки они представлены.» (сентябрь 2023 г.)

«Призывы правительства продавать все в Китай или еще куда-то вызывают недоумение у народа, — отметил Арсен Керимбеков. — Люди задаются справедливым вопросом: а у нас самих, для себя, хватает продовольствия, которое власти призывают продавать на экспорт? Стратегия экспортной ориентации, которая появилась в 2008 г., почему-то у нас главный акцент. Под этим девизом миллиарды долларов пропали на мясном проекте, например. А на самом деле тут логика простая: когда будет избыток какого-то продукта на внутреннем рынке, он сам пойдет на экспорт, без дополнительных усилий со стороны властей. Вот белорусское молоко, которое залило сначала саму Беларусь, а сейчас и Россию, и идет уже к нам. А ведь в Беларуси нет никакой экспортной стратегии, все происходит естественным образом. То же самое — белорусский коровяк, который у нас в каждой колбасе.» (сентябрь 2023 г.)

Читать по теме: Почему в Казахстане дорогие продукты питания

«Снижение класса вредности применяемых удобрений и прочей агрохимии, снижение нормы внесения, точность внесения - все это шаги к большей биологизации земледелия, — обозначил Арсен Керимбеков основные направления развития этой темы. — У наших северных соседей, в России, даже принят соответствующий закон — о «зеленых» аграрных технологиях. То есть они поддерживают использование тех методов земледелия, которые позволяют снижать использование агрохимии, а также переходить на ее более безопасные виды. Мы придерживаемся такой же позиции: совсем не обязательно, чтобы все фермеры массово шли в органики. Нет. Но все, что снижает химизацию почвы, — это прогресс.» (январь 2023 г.)

«Любые удобрения приводят к накоплению в почве солей тяжелых металлов, — пояснил Арсен Керимбеков. — И чем их меньше — тем лучше. Ведь тяжелые металлы приводят к гибели части микроорганизмов в почве, это ведет к ее «умиранию». То есть нарушается естественный природный баланс, сокращается биоразнообразие. Из-за этого распространяются болезни, и с ними приходится бороться новыми дозами агрохимии. Вот такой замкнутый круг.» (январь 2023 г.)

«Есть много препаратов, которые экологически чистые, но при этом дороги для масштабного применения, — отметил Арсен Керимбеков. — Например, сапропель — многолетние донные отложения пресноводных водоемов. Есть и более доступные — гуматы, гуммиты, леопардиты. Именно на распространение таких технологий и направлен принятый в России закон о «зеленых» агротехнологиях.» (январь 2023 г.)

«Наши казахстанские ученые сейчас тоже занимаются этим направлением, — отметил Арсен Керимбеков. — Исследуют, пишут программы для анализа полученных снимков. Это самое важное в этой технологии — правильный анализ полученных данных.» (январь 2023 г.)

Читать по теме: Как повысить урожай без ущерба для почвы

«Чем грешат все наши программы развития АПК? — рассказал Арсен Керимбеков. — В первый год более или менее четко расписано, куда деньги девать. Второй год уже туда-сюда, а в третий уже окончательно мутно. Поэтому на третий год программа тихо сворачивается, ни с кого никаких результатов не спрашивают — и пишут новую. Такую же бесполезную, как предыдущая.» (ноябрь 2022 г.)

«Был в Казахстане опыт в 2011-2012 годах, когда тогдашний министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков постарался приблизить к реальности официальные цифры по численности поголовья крупного рогатого скота, — напомнил Арсен Керимбеков. — Оказалось, что поголовье чуть ли ни на треть меньше того, о чем говорила статистика. Но тогда эта инициатива не нашла поддержки прежде всего со стороны местных акиматов. А ведь это основа основ — нельзя строить планы и принимать правильные решения, не понимая, что мы имеем сегодня. Поэтому эту работу нужно провести системно, охватив все сферы сельского хозяйства. Нужно навести порядок со всеми цифрами. И далее, чтобы избежать искажений в будущем, снять с акиматов ответственность за надои и урожаи. В конце концов, производительность труда в сельском хозяйстве — это не зона ответственности местных властей. Тогда и не будет приписок.» (ноябрь 2022 г.)

«В Европе, в США, в Китае, в России есть птицеводческие и свиноводческие хозяйства, которые работают не на антибиотиках, а на пребиотиках, — отметил Арсен Керимбеков. — И нам нужно двигаться в этом направлении. Кроме здоровья населения, такая продукция, отправляемая на экспорт, — это уже премиум-товар.» (ноябрь 2022 г.)

«Возьмите для примера птицеводство — оно сейчас максимально зависит от импорта, — рассказал Арсен Керимбеков. — Ввозится все - от цыплят до витаминов и премиксов. Поэтому Минсельхоз в своей программе развития должен определить такие «дыры» и поддержать их заполнение. То есть просубсидировать создание центров, которые будут работать тут, в Казахстане, обеспечивая птицефабрики поголовьем и всем необходимыми. То же самое по премиксам, аминокислотам и всему прочему, что необходимо в промышленном птицеводстве. Государство должно сделать максимум для того, чтобы создать замкнутый в масштабах страны цикл производства.» (ноябрь 2022 г.)

«Действенным вариантом может быть только объединение ЛПХ вокруг заготовителя, — сказал Арсен Керимбеков. — Заготовитель — это скупщик готовой продукции, выращенной мелкими производителями. Он дает им саженцы тех же плодовых или ягодных культур или семена овощей, он приглашает агронома для консультирования. А скупив те же ягоды, сам продумывает переработку или сбыт. И именно его, заготовителя, должен поддерживать Минсельхоз.» (ноябрь 2022 г.)

«То же самое касается и многих других направлений, — отметил Арсен Керимбеков. — Если поддержать мелких производителей, то у Казахстана появятся такие экспортные товары, о которых мы сейчас и не подозреваем, — от вяленых помидоров до замороженных ягод. Кстати, уже сегодня во многих городах Сибири продается варенье и повидло из Казахстана. Заслуга в этом активных заготовителей из Туркестанской области, которые смогли своими силами организовать частников, выращивающих сырье, обеспечив им сбыт, а после — переработку и экспорт. Такие вещи Минсельхозу и нужно системно поддерживать.» (ноябрь 2022 г.)

Читать по теме: Программы развития АПК Казахстана ходят по замкнутому кругу

«В последние 10 лет в мире активно развивается такая экологичная технология борьбы с сорняками, как укрывание полей неткаными материалами, — рассказал Арсен Керимбеков. — В основном это касается овощных культур. То есть поле укрывается ранней весной, когда сорняки только начинают пробиваться. Не получив солнца, они гибнут, после чего пленку можно снимать — и высаживать уже культурные растения. Так вот в Казахстане тоже начинают появляться различные материалы, сейчас их имеют от 10-15 производителей. Фермерам бы очень помогли рекомендации, какие из них лучше брать, в том числе по соотношению цена/качество.» (апрель 2022 г.)

Читать по теме: Почему размер фермы имеет значение

«Мы подсчитали, что при соблюдении норматива внесения минеральных удобрений в объеме 150 кг/га, в 2022 году фермеру потребуется вложить в 1000 га 50 млн тенге, — отметил Арсен Керимбеков. — И это только одна статья расходов. Плюс, гербициды, плюс защита растений и так далее. В органическом производстве все это не требуется. Так что, сейчас самое время подумать о том, чтобы выйти на новый уровень и начать производство экологически чистой продукции.» (октябрь 2021 г.)

«В целом, мы видим тренд на биологизацию всех решений и снижения использования агрохимии, где это возможно, — рассказал Арсен Керимбеков. — К этому идут и фермеры, работающие в традиционном сельском хозяйстве. Это не может не радовать. Здесь, на выставке KazAgro/kazFarm чётко видно, что производители сельхозтехники делают упор на то, чтобы работать с землёй бережно, чтобы лишний раз не уплотнять её, не нарушать её структуру. Но нужно идти дальше. Например, Китай уже пришел к тому, что многие обработки проводит с помощью дронов, а не колесной техники. Это еще одна возможность снижения нагрузки на почву.» (октябрь 2021 г.)

«Учёные уже приступили к работе, и их планы очень многообещающие, — отметил Арсен Керимбеков. — На Национальном научном совете мы за этой работой внимательно следим. Всего в этом году там рассматривалось 120 научных проектов, из них около 40 близки к органике. Выставка KazAgro/KazFarm подтверждает — человечество не безнадежно.» (октябрь 2021 г.)

Читать по теме: В 2,5 раза подорожали удобрения в Казахстане

«Не секрет, что Европа старается максимально закрыть собственные потребности в органическом зерне, стимулируя развитие этого направления на территории таких стран, как Болгария, Румыния, Литва. В результате иностранным производителям все сложнее попасть со своей органической пшеницей в ЕС, поскольку объемы производства там выросли, цена упала. И везти зерно туда от нас просто невыгодно» (апрель 2020 г.)

«У нас можно сертифицировать как органику массу продуктов на внутреннем рынке: от конины до рыбы пелядь.» (апрель 2020 г.)

«Большие надежды мы связываем и с развитием онлайн-торговли. Именно в нынешней ситуации, когда все сидели в карантине и заказывали продукты на дом, этот сегмент показал серьезный рост. Мы надеемся, что люди оценили удобство такого формата и продолжат им пользоваться уже на постоянной основе. Для органиков это станет отличной возможностью дойти до покупателя. Нам нужно создавать какой-то склад, с которого будет организована доставка заказчикам.» (апрель 2020 г.)

«А пока открылась новая ниша для поставщиков биопрепаратов. Многие из них к нам обращаются, и мы предлагаем проводить проверки безопасности и эффективности на опытных участках членов нашего союза на любых культурах. А потом, по итогам испытаний и лабораторных исследований, оформлять рекомендации: допустим ли этот препарат, есть ли смысл в его применении.» (апрель 2020 г.)

«Проверять на чистоту будут уже саму продукцию при доставке в Европу. Так что коронавирус даже в чем-то облегчил нашим крестьянам работу. Правда, есть и обратная сторона медали — тем аграриям, кто планировал сертифицировать свои поля под органику в нынешнем году, придется отложить планы до следующего сезона. Ну, ничего, они пока «дозреют». А мы их будем консультировать, объяснять все нюансы отрасли.» (апрель 2020 г.)

«Органика — это не то, что наши дачники на навозе выращивают. Это передовая отрасль, которая нуждается в высококвалифицированных кадрах и научном сопровождении. Поэтому реальная органика и стоит дорого. Например, в Москве органическое молоко в пересчёте стоит 1 тыс. тенге за литр. То есть в 4 раза дороже обычного.» (июнь 2019 г.)

«Пока реальность такова — весь объём производимой в стране органики уходит за границу, — отметил Арсен Керимбеков. — Это примерно $10 млн в год. Однако перекос в пользу экспорта не позволяет обеспечить стабильность развития отрасли. Мировой опыт говорит о том, что местный сбыт необходим для исключения различных рисков на рынке. Ведь сейчас казахстанская органика идёт в основном в Европу, а там ежегодно появляются все новые требования к производителям, меняется структура спроса, есть колебания цен, возникают вопросы по логистике. Производителям было бы намного проще работать, имей они альтернативу в виде местного сбыта.» (июнь 2019 г.)

«Мировой опыт говорит о том, что на старте развития органического рынка в стране цена на продукцию отличается от стандартной в 2 раза. Она снижается постепенно, и в итоге приходит к наценке 20-25%. Но получается, что для нас пока даже этот ценовой порог слишком высок.» (июнь 2019 г.)

«Закон об органическом производстве действует уже более 2 лет, и в 2016 г. было решено развивать органический зонтичный бренд. Несмотря на все исследования, до сих пор не известно, какова же площадь сертифицированной земли и какое количество операторов. Именно поэтому планируется в ближайшее время составить точный земельный банк и определить операторов органического рынка» (ноябрь 2018 г.)

Чтобы актуализировать информацию в разделе досье или компании, присылайте обновленные данные на почту info@eldala.kz

Подготовлено по материалам открытых источников
Обновлено 03 сентября 2023