Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Убытки от экспортной пошлины на подсолнечник озвучили фермеры
Недополученную прибыль с каждой тонны семян подсолнечника после введения экспортной пошлины и падения внутренних цен фермеры оценивают в 90 тыс. тонн. Среднее хозяйство, засевающее порядка 3 тыс. га, таким образом теряет до 270 млн тенге за сезон. Учитывая и без того большие потери, которые сейчас аграрии несут из-за неурожая пшеницы, сельхозпроизводители в очередной раз выступили с призывом к правительству отказаться от ограничительной меры на экспорт подсолнечника, которую они считают несправедливой.
Несколько крупных сельхозпроизводителей 5 октября выступили на пресс-конференции, озвучив свои аргументы в пользу снижения экспортной пошлины со 100 евро (50 тыс. тенге) до 10 тыс. тенге или её полной отмены. По их словам, принятые в феврале этого года ограничения ощутимого эффекта на экономику страны не оказали, а вот на аграрной отрасли сказались сразу же падением цен. В результате хозяйства весной сократили посевы подсолнечника. Например, ТОО «Шал Акын Агро-2020» из СКО в этом году засеяло 4 тыс. га против 7 тыс. га в прошлом году, а ТОО «Бирлик» из того же региона посеяло 15 тыс. га вместо 30 тыс.
Как рассказал Талгат Алдажаров, гендиректор агрохолдинга Aitas Agro, на сегодня сельхозпроизводитель, продавая семечку отечественным маслозаводам, в среднем недополучает порядка 80-90 тыс. тенге за тонну при себестоимости подсолнечника порядка 100 тыс. тенге.
- Казахстанские маслозаводы принимают подсолнечник по цене порядка 135 тыс. тенге с доставкой до завода, - рассказал Талгат Алдажаров. - Предприятия в основном расположены в ВКО, и это осложняет процесс диверсификации производства в северных регионах - в Северо-Казахстанской и Костанайской областях. Экспортная цена семян подсолнечника сегодня составляет порядка 210 тыс. тенге с места без НДС. Если взять среднего сельхозпроизводителя, который выращивает 3-4 тыс. тонн подсолнечника, то его недополученный доход равноценен годовому фонду оплаты труда. На эти деньги можно было купить пару комбайнов или несколько посевных комплексов.
Как отметили производители, с введением экспортной пошлины отечественные маслозаводы снизили закупочные цены, при этом большой объем подсолнечника они завезли из России. Весной, когда курс тенге к рублю был 4,5 тенге, некоторые заводы вовсе закупали исключительно российское сырье.
По словам Есена Сырыма, управляющего директора ТОО «Бирлик», даже с учетом пошлины экспортная цена остается гораздо выше внутренней.
- Весной в северном Казахстане у нас ни один маслозавод подсолнечник не покупал, - отметил Есен Сырым. - Закупали только заводы Восточного Казахстана, цена у них была 125 тыс. тенге/тонна на воротах, то есть, на нас еще плюс транспортные расходы. При этом мы продавали в Китай по 215 тыс. тенге: заплатили пошлину 50 тыс., получается, заработали 165 тыс., не считая дорогу. Расстояние до Восточного Казахстана от нас практически такое же, а разница в цене в итоге - почти 90 тыс. тенге. Но у нас есть элеваторы, мы можем сами отгружать продукцию, а мелкие фермеры сейчас загнаны в угол.
Читать по теме: Пошлину на экспорт подсолнечника предложили снизить в пять раз
При этом сельхозпроизводители категорически не согласны с аргументом госорганов и маслопереработчиков о том, что с введением экспортной пошлины снизилась цена на подсолнечное масло на полках. Во-первых, снижение цен на конечный продукт составило 30% при двукратном падении внутренних цен на семечку. Во-вторых, истинной причиной корректировки стал увеличившийся импорт российского подсолнечного масла по более низкой цене. Кроме того, следует учитывать и снижение цен на подсолнечное масло на мировых рынках.
Несмотря на контраргументы сельхозпроизводителей, в сентябре Межведомственная комиссия сохранила экспортную пошлину на семена подсолнечника. Однако аграрии считают, что правительство недооценивает критичность ситуации на рынке.
- Экспортная пошлина является дополнительным налогом для сельхозпроизводителей, - подчеркнул Талгат Алдажаров. - Мы призываем правительство пересмотреть подход: либо снизить пошлину, либо вовсе её отменить. Уже идет сокращение площадей подсолнечника, и если ситуация сохранится, то в следующем году снижение будет еще более драматичным.
Фермеры в очередной раз заявили о том, что поддержка отрасли переработки идет за счет доходов сельхозпроизводителей, и участники рынка оказались в неравных условиях. Те же маслозаводы никак не ограничены в экспорте своего сырья – сырого масла и шрота. Более того, с введением пошлины именно вывоз сырого масла динамично растет. При этом сырье, в том числе шроты, является продуктом потребления животноводческих предприятий, и от его наличия и цены зависит стоимость мяса, молока и яйца.
- У нас в этом году нетипичный сезон, - подчеркнул Талгат Алдажаров. - Была засуха, потом продолжительные дожди. Сейчас достаточно критичная ситуация с пшеницей, есть вопросы к её качеству и, соответственно, падение цен. Последняя надежа очень многих товаропроизводителей – это подсолнечник. А эта пошлина превращает когда-то прибыльную культуру в убыточную. Если сейчас на это не обратить внимание, то в ближайшие несколько лет мы можем потерять эту культуру в севообороте.
Читать по теме: Причин для ограничений экспорта пшеницы и подсолнечника в Казахстане нет
В заключение спикеры отметили, что в Казахстане нет риска дефицита семян подсолнечника. При производстве порядка 1 млн тонн в год, внутренняя потребность составляет 40-45 тыс. тонн в месяц. Здесь следует учитывать и импорт сырья. В ушедшем аграрном сезоне фермеры просили выделить беспошлинную квоту на вывоз семечки в объеме 350 тыс. тонн, но, несмотря на первоначальное согласие правительство, этого так и не было сделано.
Расчеты производителей говорят о том, что Казахстан может продать часть урожая за границу без угрозы для продовольственной безопасности. Это поддержит тяжелую экономику сельского хозяйства текущего сезона.