Как Ангусы завоевывают Казахстан

Новый выпуск программы Agro-process, вышедший на ютуб-канале BaiBolsyn, посвящен одному из успешных племенных хозяйств Акмолинской области SC Food. Журналист Алуа Барманкулова посетила хозяйство, поговорив с его директором Максутом Бактибаевым, также являющимся генеральным директором Мясного союза Казахстана.

 

Автоматизация — ключ к успеху

SC Food существует с 2010 года, на сегодняшний день у него 50 тыс. га земли. Основной вид  деятельности — разведение племенного КРС породы Абердин Ангус. На территории хозяйства находится животноводческий комплекс на 5400 голов КРС, загоны, ангары для техники и кормов, зерновая и силосная площадки, офис компании, отелочный и ветеринарный блоки, система водоснабжения.

— У нас все автоматизировано, — говорит Максут Бактибаев. — Корм подается из кормораздатчиков, поилка автоматическая, вода подогревается до 7 градусов, она всегда там есть, не нужно ничего носить руками. У всех животных электронные бирки, корова подходит, и система сразу считывает, что это за корова, данные по ее весу и т. д. Если делаешь какие-то вакцинации и осеменения, сразу заносишь в систему под  уникальным номером, и все это синхронизируется с государственной базой данных. Сейчас сельское хозяйство достаточно хорошо оцифровано. Ключ к успеху — это автоматизация.

 

Почему именно Ангус

Ангус — одна из самых популярных мясных пород скота, распространенная по всему миру (в Бразилии, Австралии, Северной Америке). На постсоветском пространстве тоже ангусы очень активно разводятся. Только у крупнейшей российской компании «Мираторг» имеется порядка 600 тыс. голов ангусов.

Читать по теме: Синоним качества: почему ангус стал мировым брендом

Это та порода, которая позволяет масштабировать бизнес, — считает Максут Бактибаев. — Когда мы в 2010 году выбирали породу, которой будем заниматься, мы поехали во Францию. Там нам сначала очень понравилась порода Шароле. Такие большие белые красивые быки до полутора тонн. Привес 2 кг в сутки!  Мы просто влюбились, подумали — вот наш бизнес. Но потом нас немного приземлили: получается, что во Франции средний размер хозяйства — 15 коров. То есть фермер сам смотрит за своими коровами, зовет по имени и т. д. Поскольку Шароле порода крупная, то и теленок крупный, когда рождается, требуется родовспоможение, в 80% случаев фермер сам принимает роды. В наших условиях, когда счет поголовья идет на сотни и тысячи, фермеру во время весеннего отела невозможно столько работников приставить к коровам.

В итоге SK Food остановился на Ангусе, который отличается очень легкими родам. Выбор в его пользу был сделан и благодаря активной работе американской торговой миссии из штата Северная Дакота, приезжавшей в Казахстан, возившей делегацию наших фермеров в Америку, на месте демонстрируя все технологии содержания скота.

 

Море по копыто

 — В 2010 год мы впервые привезли  самолетами коров, — рассказывает Максут Бактибаев. — Конечно, там было много какой-то спешки, первые коровы были стельные, им уже исполнилось 20 с чем-то месяцев. В самолет входит всего лишь 150 коров, себестоимость доставки одной головы — $3000. То есть один чартер — $500 тыс. Причем одна корова стоила $3000, вместе с доставкой она обходилась $5-6 тыс. Начали считать, получалось очень дорого. Решили привозить маленьких коров, их уже больше в самолет входит — 200, 300, мой рекорд — 404 коровы в один самолет. Это уже из Австралии. И маленькие коровы очень хорошо и  быстро адаптировались.

Читать по теме: ТОП-25 импортеров КРС в Казахстан

Следующим этапом для SC Food стала доставка скота морем. Морские перевозки оказались проще и понятней.

— Есть специальные большие суда, куда входит 5-10 тыс. коров, — пояснил Максут Бактибаев. — Их там кормят, поят, навоз за ними убирают, они месяц плывут сюда. Впервые в 2012 году привезли так и потом уже только морем возили. Самолетами сейчас коров уже никто не возит, это очень накладно. Первые были самолетами, опасались рисков, вдруг морем умрут и т. д. На самом деле все не так сложно, это давно уже отлаженный бизнес, коровы миллионами плавают по океанам. Из Китая в Бразилию, из Австралии в Россию и т. д.  Сейчас уже, кстати, особо и не возят племенных коров, потому что их максимально завезли, они уже сами здесь тиражируются. Одну корову привезешь, она за свою жизнь даст тебе 7-10 телят.

5500 голов — это полная производственная мощность хозяйства. В данный момент в SC Food находится порядка 1500 голов.

Потихоньку планируем еще 1000 голов закупить, — поделился планами Максут Бактибаев. — Потому что поголовье, которое мы первоначально купили, оно уже устарело за 10 лет, вот сейчас будем обновлять. Потихоньку оно обновлялось, конечно. В любом случае костяк оставался, но иногда его неплохо обновить. Если говорить о ежегодном приплоде, есть ключевые показатели эффективности (KPI)  — когда со 100 коров получаешь 80 телят. Это очень хорошо. У нас были годы, когда мы получали и 30, и 40, и 50, и 60, и 80. Все зависит от правильного подхода, и  сейчас мы уже вышли на правильный KPI. Процессы настраиваются, и мы всегда делимся опытом, как к этому прийти, как получить качественную продукцию с минимальными затратами.

 

Ангусу не холодно

На первых порах в хозяйстве работал американский специалист, делился своим опытом по оборудованию ферм.

Читать по теме: Максут Бактибаев: мясная отрасль доказала жизнеспособность

Я приехал в Казахстан по приглашению моего друга из США, который хотел продать несколько коров в Казахстане, — рассказал Джейк Шуберт, специалист по оборудованию ферм для содержания КРС. — Так я познакомился с Максутом, который уговорил меня остаться и помочь ему разводить коров. В результате я проработал в Казахстане 4 года, пара ферм были построены с моим участием. Первое, что я сделал в SC Food, — помог спроектировать некоторые рабочие помещения, затем разработал Coral system, это такой загон, который имеет открытый проход, с углом наклона 135 градусов, что обеспечивает операторам легкий и безопасный доступ к задней части коровы для проверки стельности или искусственного осеменения.

Позже также установили несколько точек водоснабжения и оградили пастбища.

Джейк наладил нам технологию холодного содержания животных, — дополнил Максут Бактибаев. — Это чисто американская модель. Можно строить коровники, сараи дорогие. И он стоить будет миллион тенге, сарай для одной коровы, срок службы его 20 лет, кредит у тебя на 10 лет. Ежегодно ты должен тратить 100 тыс. на то, чтобы окупить этот сарай. А одна корова тебе столько прибыли и даст. Поэтому это невыгодно. Плюсы холодного содержания в  низкой себестоимости, в том, что коровы находятся в естественной среде. Минус в том, что холодно, увеличивается потребность в энергии, в кормах, но едят они больше на 5-10%, поэтому это все окупается. Американцы умеют считать. Сначала наши ученые в шоке были, говорили, давайте, стройте сараи, коровники и т. д. Но потом мы все-таки перешли на модель холодного содержания, и сейчас она по всему Казахстану работает.

 

Лучшие гибриды

Главное  —  это высокая активность телят, — рассказала ветеринарный врач Екатерина Зимина. — Телята, полученные от скрещивания с ангусами, быстрее встают, быстрее адаптируются к условиям окружающей среды, даже если отел происходит в неблагоприятных погодных условиях. У этой породы высокая скорость роста и выраженные мясные качества, даже если говорить о скрещивании с молочными породами. При скрещивании будет доминировать черный окрас, чаще всего, комолость. Самым популярным гибридом является так называемый Блэк болди, гибрид Ангуса и Герефорда. Это животное черного окраса, но с белой мордой. Одна из самых популярных товарных коров.

Читать по теме: Акбас vs Ангус: плюсы и минусы пород

Основные клиенты компании — казахстанские фермеры, решившие улучшить свое поголовье. Также SC Food продает и телочек фермерам,  желающим заниматься племенным скотоводством.

Например, у фермера 100 коров, он покупает у меня 4-5 бычков ангусов, осеменяет своих коров, получает маленьких бычков-полуангусов, — объясняет Максут Бактибаев. — Потом продает 8-месячного теленка на откормочную площадку, там до 10 тыс. этих бычков. Площадка  их откармливает до 600 кг, а потом либо отправляет на экспорт живьем, либо забивает. Это большая цепочка, но мы основное звено в этой цепочке — база, племенное дело. Мы покупаем семя в Америке, в Канаде, чтобы из года в год улучшать качество поголовья, не отставать от мирового сообщества.

Андрей Гончаров

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.