Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Яичная отрасль Казахстана попала в тиски
В настоящий момент сразу несколько факторов вошли в резонанс, больно ударив по яичному птицеводству в Казахстане. Не будет преувеличением сказать, что отрасль оказалась на грани выживания из-за отмены субсидий, ограничений на экспорт и установления предельных цен для внутреннего рынка.
Минсельхоз Казахстана ещё в конце 2019 г. заявил, что яичная отрасль уже достаточно уверенно стоит на ногах, и отменил субсидирование. Это решение вызвало бурю возмущения производителей, отметивших, что их ставят в неравные конкурентные условия с теми же российскими птицефабриками, пользующимися господдержкой. Было начато обсуждение, рассмотрены несколько вариантов. В частности, предлагалось не отменять субсидии полностью, а снизить их размер с 3 до 1,5-2 тенге на штуку.
Однако, в итоге МСХ РК пришло к позиции субсидирования расходов на корма в размере 7,5 тыс. тенге на тонну. Это мизер — примерно 0,7-0,8 тенге на 1 яйцо.
Читать по теме: Правила субсидирования производителей яиц изменятся — Минсельхоз
Новый удар последовал с приходом вирусного кризиса и опасений за продовольственную безопасность страны. Правительство ограничило цену реализации пищевого яйца, не проведя никаких обсуждений с бизнесом и отраслевыми ассоциациями.
При этом, цены которые установили на яйцо (260-280 тенге за десяток) в нынешних условиях соответствуют только себестоимости продукции, поскольку после снижения курса тенге импортные составляющие рациона подорожали на 20%. Также выросли в цене зерно и шрот.
Например, Кайрат Маишев, генеральный директор «Жас-Канат 2006» в Костанайской области, рассказал, что стоимость пшеницы 4 класса выросла с 70 до 85 тыс. тенге за тонну. И то, этого зерна уже нет в наличии! Приходится покупать товарное зерно 3 класса по 100 тыс. тенге. При такой цене на корма себестоимость десятка яиц выходит под 250 тенге. При предельной стоимости продажи 266 тенге, разница в 16 тенге - это прибыль и птицефабрики, и торговой сети.
Директор птицефабрики говорит:
- Кто выживет в такой ситуации? Сеть или мы? Заставить курицу не нести яйца мы не можем, придётся пустить ее под нож, а коллектив предприятия отправить на улицу. Тем более, что в летний период потребление яйца сокращается. Государство как бы пошло нам навстречу, разрешили брать зерно в Продкорпорации с отсрочкой платежа на 6 месяцев. Однако, все их элеваторы находятся в Акмолинской области, доставка до Костаная — это еще 10 тыс. тенге на тонну. Спасибо! Такая помощь нам не нужна! Тем более, пока мы найдем и поставим под это зерно залоги, будет уже поздно.
Другой печальный пример: «Когер» в Алматинской области уже сегодня сократило поголовье птицы более чем в 2 раза (с 2 млн голов до 900 тыс.). В очереди на забой еще несколько птичников. И самое страшное, что это родительское стадо! Но оно вынужденно пойдет на мясо. При себестоимости яйца 260-270 тенге за десяток, предельная стоимость установлена для Алматинской области на уровне 291 тенге. Большая часть продукции отсюда уходила в ВКО, где предельную цену теперь поставили еще ниже, 280 тенге. Поэтому с сегодняшнего дня предприятие отгрузки в сети ВКО прекращает.
Некоторую рентабельность для казахстанских яичных производителей раньше обеспечивал экспорт яйца в Среднюю Азию (Афганистан, Таджикистан и т. д.). Сейчас этой возможности тоже нет, граница закрыта. С начала года ни одной партии на экспорт не поставлено. Кроме того, введен запрет на экспорт на экспорт молодняка (цыплят). Надо отметить, что племматериал «Когер» пользовался хорошим спросом у других птицефабрик.
Читать по теме: Животноводство Казахстана: сверхценная идея агропрома
В такое непростое время необходимо пересмотреть подходы к поддержке отечественного птицеводства, чтобы не дать ему погибнуть.
У «Атамекен» есть несколько предложений. Нужно либо отменить регулирование цены на пищевое яйцо и исходить из рыночного формирования. Либо рассмотреть возможность субсидирования отрасли по линии МСХ. Тем более, что практика показывает: более эффективно субсидировать конечный продукт, нежели расходный материал (корма).
Сейчас отечественные птицеводы готовят обращение в правительство с просьбой поддержать отрасль.
Ербол Есенеев, советник по АПК председателя правления «Атамекен»