Ангусы Ынты. АгроКараван Мясо, День 1

Добраться до крестьянского хозяйства «Ынта» оказалось непросто. Зимовка затерялась в сопках в 15 километрах от села Ынталы, что в Каркаралинском районе Карагандинской области. Ведет сюда колея, накатанная прямо в степи. Зимой ее заметает снегом, а весной на месяц отрезает от мира Нура - исток главной реки Центрального Казахстана прячется в горах неподалеку.

Однако благодаря помощи местных властей, несколько лет назад к зимовке проложили линию электропередачи протяженностью 12,7 км. Так что энергия для жизни и развития в хозяйстве есть несмотря ни на что.

 

Чёрные гены

Ардак Елюбаев, глава КХ «Ынта», историю своего хозяйства излагает кратко: в 1997 году, когда совхозы распадались на части, он и получил свой надел.

- Здесь была голая земля, ничего не было - ни одного строения, - рассказал Ардак Елюбаев. - Мы отстроили все необходимое. В том числе двухэтажный дом со всеми удобствами - туалет и ванная у нас внутри. Тут теперь живу и я сам, и люди, работающие на ферме. Зимой у нас  10 человек, в сезон число удваивается.

Сначала на ферме содержали племенной скот казахской белоголовой породы - поголовье довели до 200. Племенным делом занимались всерьез, вели и искусственное осеменение, и трансплантацию эмбрионов. В то время таких продвинутых хозяйств по всей республике было считанное количество.

Читать по теме: АгроКараван Мясо 2021 стартует в Казахстане

Но, к сожалению, в период разрухи племенная работа столкнулась с дефицитом генетики отечественных пород: невозможно было найти семя быков казахской белоголовой породы для осеменения маточного поголовья. Да и самих хороших, качественных акбасов становилось все меньше. В результате стадо вырождалось, теряя характеристики. Некоторые фермеры находили выход в том, что приливали акбасам кровь герефордов - эта порода использовалась при создании казахской белоголовой. Однако в результате акбасами такой скот уже назвать было нельзя.

И Ардак Елюбаев нашел другой выход. В 2008 году он поехал в США, штат Северная Дакота, чтобы посетить выставку скота в городе Фарго и изучить опыт мясного животноводства за океаном. Там он увидел ангусов и загорелся идеей приобрести их для своей фермы.

- Уже вернувшись домой, я начал эту породу изучать, - рассказал Ардак Елюбаев. - И она мне нравилась все больше. Они и крупнее акбасов, и выход мяса у них больше. Кроме того, у ангусов хорошо развит материнский инстинкт, они легче телятся, а по устойчивости к нашим природным условиям - на уровне казахской белоголовой.

Воплощение мечты в реальность заняло пять лет. В 2011 году в Казахстане стартовал Проект повышения экспортного потенциала по мясу КРС, и в его рамках фермерам предлагали и льготные кредиты, и субсидии на завоз скота. Ардак Елюбаев в 2013 году распродал своих белоголовых и завез черных, как ночь, ангусов - 160 голов. Часть - из США, часть - из племрепродуктора SK Food в Акмолинской области. И стал развивать собственное хозяйство так же, как племрепродуктор ангусов, первый в Карагандинской области. Сейчас численность маточного поголовья выросла до 300.

Содержат взрослый скот в КХ «Ынта» большую часть года на пастбище. Пригоняют на зимовку, в стойло, в декабре, где он находится до марта. Молодняк отбивают раньше и держат на ферме, где подкармливают фуражом и сеном. 

Всем животным установили чипы для идентификации, лошадям - ошейники GPS. Это помогает бороться с воровством, когда скот находится в степи.

 

Племя без господдержки

Сегодня КХ «Ынта» выращивает племенной молодняк ангусов, бычков и тёлочек, которых продаёт тем фермерам, кто хочет улучшить собственное стадо. Ежегодно реализация составляет 50-60 голов. Большим спросом пользуются бычки - купив такого, можно провести «ремонт» беспородного скота, поскольку уже через несколько поколений потомство ангуса полностью перенимает все характеристики породистого родителя.

Читать по теме: Почему ангусы так востребованы в Казахстане

- Наши ангусы в Карагандинской области были первыми, и сначала спрос был слабым, - рассказал Ардак Елюбаев. - Люди привыкли покупать белоголовую и к ангусу относились с опаской. Но постепенно дело пошло - один купил, второй, люди начали смотреть на приплод и понимать преимущества. Сейчас уже со сбытом бычков проблем нет - хорошо разбирают. А вот тёлочек берут хуже.

Сдерживающий фактор: фермер при приобретении племенного маточного поголовья получает субсидию в размере 150 тыс. тенге на голову. И эта сумма не менялась уже много лет, хотя стоимость скота выросла с 300 тыс. до 450-500 тыс тенге.

Субсидии на содержание скота сейчас тоже минимальные, 20 тыс. тенге в год на одну маточную голову. С учетом нынешних цен на корма и уровень прочих расходов это - мизер.

Читать по теме: Казахстану необходимо в три раза увеличить численность породистого КРС

Также отсутствие господдержки сдерживает планы Ардака Елюбаева вернуться к пересадке эмбрионов. Эта практика позволяет получать высококачественных животных с высокими породными характеристиками. Правда, стоит процедура дорого, один эмбрион - $500, при приживаемости 50%. То есть в среднем качественный бычок обходится в $1000, еще только родившись.  

- Если бы нам тоже субсидировали эмбрионы, это было бы хорошо, - отметил Ардак Елюбаев. - Мы бы смогли создать свою линию племенного скота. И нам бы самим не приходилось каждые два года где-то искать быков и привозить сюда для обновления производителей. Так что пересадку эмбрионов мы обаятельно начнем делать - выбираешь из каталога родителей, тебе привозят эмбрион, и ты получаешь быка мирового уровня. Это нам позволит и собственное стадо вывести на новый качественный уровень.

 

На корм скоту

Еще одна проблема хозяйства - земля. На сегодня КХ «Ынта» работает на 19 тыс. га, большая часть из которых - пастбища. Есть и немного пашни, порядка 1,5 тыс. га. Сеют зерно, ячмень и пшеницу. Технологии отработанные, так что урожайность всегда на высоте. Даже в нынешнем засушливом сезоне смогли получить в среднем 9 ц/га. Конечно, часть зерна идет на нужды животноводства - на корм ангусам. А часть реализуется.

Читать по теме: Почему акбасы идеальны для казахской степи

При этом парк техники позволяет обрабатывать до 3 тыс. га пашни, но свободной земли вокруг нет. Также расширение пашни нужно для того, чтобы хозяйство смогло приступить и к реализации нового инвестиционного проекта - созданию откормочной площадки для лошадей на 1000 голов. Сейчас в хозяйстве лошадей - 300 голов. Расширение кормовой базы за счет посевов многолетних и однолетних трав, суданки и прочих кормовых культур позволит и собственное поголовье увеличить, и у фермеров принимать молодняк для откорма.

- Делать откормплощадку для КРС мы не можем, поскольку это сразу создаст риски ветеринарной безопасности, - пояснил Ардак Елюбаев. - То есть если мы начнем принимать скот у фермеров, то наверняка занесем какую-то болезнь. И все, нашему репродуктору придет конец. А вот откормплощадка для лошадей такого риска не создаст. Почему бы нам не начать откармливать лошадей? Тем более у нас в области пока никто этим не занимается, насколько я знаю.

Что касается поголовья ангусов, то его на племрепродукторе можно увеличить до 500 - изначально проект предполагал именно такое количество.  

 

Финансовый голод

Кроме нехватки земли, реализации планов по расширению мешает и недоступность кредитных ресурсов. Отсутствие источника длинных дешевых денег Ардак Елюбаев называет главным сдерживающим фактором и всего сельского хозяйства Казахстана, и своей фермы в частности.

Банки считают риски отрасли слишком высокими и кредитовать ее не хотят.

Остается только один вариант - государство, которое предлагает кредиты в рамках различных программ через свои структуры - в частности, Аграрная кредитная корпорация. Но там в основном можно рассчитывать на небольшие кредиты, например для финансирования сева или жатвы. А объемных кредитов для реализации того же проекта по строительству откормплощадки для лошадей поучить рядовому фермеру невозможно.

Кроме того, у фермеров просто нет тех залогов, которые требуют финансовые институты.

- Наш проект создания откормплощадки стоит минимум 500 млн тенге, - пояснил Ардак Елюбаев. - Нужно построить сам комплекс, склады, приобрести очистное оборудование, закупить современную технику.  Но это значит, что мне нужен залог на $ 2,5 млн. Взять его негде.  Да и, в принципе, нам технику  обновлять пора, хотя бы купить новый посевной комплекс. Но сделать это очень сложно. Во-первых, ставку по лизингу «КазАгроФинанс», которую за счет субсидий должны снижать с 16 до 6%, все равно приходится платить полностью - в бюджете постоянно нет денег на субсидирование. Так же и инвестсубсидии, которые якобы должны составлять 25% от стоимости техники, намного ниже, поскольку цены на технику в документы были заложены много лет назад и не пересматривались с тех пор.

 

Мясо за полцены

И еще одна проблема всех животноводов, о которой рассказал Ардак Елюбаев, - реализация скота на мясо. Племрепродуктор КХ «Ынта» отправляет на убой выбраковку - тех животных, которые по каким-то причинам не могут приносить качественное потомство (возраст, состояние здоровья и т.д.).

Однако продать скот централизованно невозможно - никакой структуры, которая бы занималась заготовкой, не существует. В итоге каждый фермер в отдельности вынужден везти скот в город и на рынке отдавать его перекупщикам. Или же скот из хозяйств забирают посредники. В любом случае фермер поучает половину (а то и треть) той цены, по которой мясо попадает на прилавок.

- В последний раз мы отдавали мясо посредникам по 1500 за кг, - отметил Ардак Елюбаев. - Это очень мало, а что делать? Я не знаю ни одного мясокомбината, куда бы мог привезти 20-30 быков разом, сдать, получить деньги и уехать.  Нет таких ни в нашей области, ни в целом по Казахстану. Мясокомбинаты вроде есть, но скот не принимают. Зачем их тогда строили, непонятно.

Ардак Елюбаев говорит о том, что в Казахстане должен появиться мощный мясокомбинат, который был бы заинтересован в создании грамотной системы и выращивания, и заготовки скота - от племрепродуктора до фермы, от фермы до откормплощадки, от откормплощадки до мясокомбината. Только когда такая система заработает, отрасль будет приносить прибыль всем участникам.

Партнером «АгроКаравана Мясо 2021» стала компания KazBeef – вертикально интегрированный холдинг по производству мраморной говядины, входящий в структуру компании Kusto Agro.

Сергей Буянов

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.