В Казахстане растет спрос на «чистое» продовольствие

Идеи экологического земледелия, сохранения ресурсов земли становятся все более актуальными во всем мире. Фермер Андрей Стрелец из села Покровка Северо-Казахстанской области — сторонник и популяризатор выращивания «чистой» продукции.  В своей деятельности он считает принципиально важным не засорять почву, поддерживать ее плодородие, использовать натуральные удобрения, чтобы выращивать качественные безопасные продукты. И тут незаменим биогумус, вырабатываемый земляными червями.

Мы поговорили с Андреем Стрельцом о посевной кампании этого года, ситуации с коронавирусом, проблемах и перспективах нашего сельского хозяйства.

 

Когда внештатная ситуация становится плюсом

— Разумеется, в любой год возникают свои особенности и моменты, которые мы не можем учесть заранее, — рассказывает Андрей Стрелец. — Например, в этом году мы уже подготовили 50 га земли для посадки картофеля, и тут произошел сильный разлив реки Есиль.  Он заставил нас задержаться с посевной на основном поле примерно на две недели. Но в итоге это имело положительный эффект, потому что для картофеля очень важно обеспечение водой. За время разлива земля настолько напиталась влагой, что теперь для нас будет не так страшно даже отсутствие дождей. Уже не так пугают обещания засушливого лета, потому что имеющейся в почве влаги должно хватить для хорошего урожая. А техника у нас была готова заранее. В этом году закупили элитную технику из Германии, полностью отвечающую нашим потребностям. Приобрели две тонны семян картофеля сорта Гала, также взяли сорт Пироль, и на пробу нам еще дали сорта Карлена и Мэрлин, так что будем пробовать, смотреть на результаты.

 

Прогнозы погоды, урожая и цены

Прогнозы относительно погоды и урожая у многих экспертов сейчас разнятся. Одни говорят, что в этом году будут отличные погодные условия, другие не столь оптимистичны и предрекают засушливое лето, способное навредить урожаю.

Читать по теме: Что, где и сколько посеют в Казахстане в 2020 году

— Сложно сказать о прогнозе относительно урожая по всему Казахстану, — отмечает Андрей Стрелец. — Страна большая, в каждой области могут быть свои погодные сюрпризы, поэтому прогнозы нужно делать индивидуально для каждого региона. Во многих областях Казахстана сейчас прогнозируют засуху, но ожидания по СКО в целом благоприятные, поэтому мы надеемся на хороший урожай. Рассчитываем получить не менее 40 тонн с гектара. Точные прогнозы стоимости продукции сейчас тоже сложно сделать. Одно ясно, что цены ожидаются высокие. Тем более если пандемия коронавируса продолжится — однозначно будет высокий спрос на всю сельхозпродукцию, на картофель в том числе. Потому что границы закрываются и с Китаем, и с Узбекистаном, и с Россией. Перевозить товар уже не так просто, как раньше, возникают проволочки на границах, спрос  растет, соответственно — и цены.

 

Влияние COVID-19

Пандемия коронавируса стала неожиданностью для всех сфер деятельности. Мы не могли обойти стороной ее воздействие на сельское хозяйство.

— Естественно, сейчас самыми важными стали вопросы по передвижению, — говорит Андрей Стрелец. — Вообще, государство хорошо регулировало этот вопрос в период карантина, дали зеленые коридоры для продовольствия в первую очередь. По большому счету у нас проблем с перемещением не было. Возникали отдельные моменты, когда, допустим, на блокпосте не пропускали фуру, но эти вопросы решались очень быстро. А в целом я и в Актобе, и в Кокшетау семена отправлял, сам ездил, перевозил картофель. Показываешь документы —  без проблем пропускают. Поэтому тут мы не можем жаловаться и говорить, что по нам как-то ударила ситуация с коронавирусом.

Однако фермерам нужно быть готовым к любому развитию событий. Многие эксперты обещают осенью вторую волну пандемии. Пока вопрос безопасности не решен, этот фактор будет постоянно находиться в поле внимания. Не нужно сбрасывать со счетов возможность каких-то неожиданностей.

Читать по теме: Как кризис поможет развитию казахстанской органики

—  Думаю, что производители, которые подходят к своему делу профессионально, со всей ответственностью, выживут, даже если границы будут закрыты какое-то время, — считает Андрей Стрелец. — Когда границы закрываются, возникают большие перспективы на внутреннем рынке.  С недостатком спроса сейчас проблем быть не должно. Главное — заботиться о качестве своей продукции. Вообще, во всей этой ситуации с пандемией сельское хозяйство чуть ли не единственная отрасль, которая не просела и даже показывает динамику роста. Люди осознали важность базовых вещей. На первом месте — продовольствие и медицинская безопасность. Никакие другие сферы не могут с ними сравниться. Честно говоря, если взглянуть на то, в каком состоянии сейчас находятся другие сферы бизнеса, понимаешь, что о наших проблемах и говорить не стоит. Вот у авиабизнеса, туризма, торгово-развлекательных центров, ресторанов и кафе действительно огромные проблемы и упадок. Неизвестно, сколько времени им понадобится для того, чтобы восстановиться. А в сельском хозяйстве все нормально!

 

Большие перспективы развития

С 2014 года компания «Стрелец» осуществляет доставку выращиваемого картофеля на дом. В сегодняшних условиях, когда настоятельно рекомендуется избегать лишних контактов, эти услуги получают дополнительные перспективы.

— В спросе на услуги доставки и так не было недостатка, потому что это очень удобно, — говорит Андрей Стрелец. — А теперь, в связи с коронавирусом, интерес клиентов именно к этому виду услуг, безусловно, только увеличивается.

Фермер убежден, что экологическое земледелие не будет элитарным сегментом для ограниченного числа клиентов. Все большее число производителей начинают понимать выгоды производства экологически чистых продуктов, поскольку спрос на них растет.

Читать по теме: Какие ниши на рынке Европы откроются фермерам Казахстана

Второе направление бизнеса компании «Стрелец» — создание вермиферм для производства биогумуса — также бурно развивается, не испытывая недостатка в клиентах.

— Ездили сейчас в село Сарыбулак Кордайского района, наладили там ферму на 500 тыс. червей, — рассказывает Андрей Стрелец. — Также в Каркаралинском районе Карагандинской области (станция Буркитты) наладили ферму на 1 млн червей. В ближайшее время будем делать фермы в Костанайской и Туркестанской области на  1 млн червей.

С начала года мы получили 36 заказов от небольших хозяйств на фермы с количеством червей от 10 до 100 тыс. Восемь из них мы уже выполнили,  впереди выполнение еще двадцати восьми. Никакой невостребованности не видим. Наоборот, дело расширяется. Сейчас уже стали звонить из Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана, интересоваться нашей деятельностью. Поэтому есть хорошие возможности для дальнейшего продвижения не только внутри страны, но и на международном уровне.

 

Главная отрасль во время пандемии

Будущее нашего сельского хозяйства фермер видит в применении передового опыта, методичном следовании избранному пути, стабильности в работе и исполнении намеченных программ.

— Многие требуют субсидий от государства, — рассуждает Андрей Стрелец. — Это конечно, неплохо, но, сколько бы денег ни вливали, разве намного богаче стало жить наше село? Пусть государство занимается инфраструктурой: дорогами, логистикой и т. д. Это полезно и правильно. Мне лично от государства никакой помощи не требуется. Всего добьемся своими силами. Главное, чтобы не мешали, не метались, вводя какие-то новые указания, отменяющие предыдущие. У нас есть такая тенденция, когда меняются руководители, составы администраций, вместе с ними отменяются старые программы и правила, придумываются новые планы. Все это приводит к неопределенности и хаосу. Должно быть постоянство и четкое видение ситуации на долгий срок. Нестабильность в решениях оказывает очень плохое влияние, особенно на международном уровне. Когда партнеры не знают, чего от тебя ожидать, естественно, у них уменьшается желание с тобой работать и рисковать своими вложениями.  Торговля любит тишину, спокойствие и стабильность.

Андрей Гончаров

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.