Айдарбек Ходжаназаров: Отдав иностранцам землю, мы потеряем больше, чем приобретем

Комиссия по земельной реформе в Казахстане возобновила работу в марте.  Она была сформирована в связи с тем, что в конце 2021 года истекает срок моратория на отдельные положения Земельного кодекса РК. В частности, необходимо решить, как и на какой срок предоставлять земли сельхозназначения в аренду казахстанцам, а также ответить на вопрос – возможно участки этой категории продавать в собственность гражданам РК.

Напомним, что Комиссии по земельной реформе была сформирована в 2016 году после того, как народ Казахстана выразил несогласие с законопроектом, который предусматривал возможность продажи или передачи земли в долгосрочную аренду иностранцам. Поэтому, с иностранцами определись сразу – им сельхозугодья не будут ни продавать, ни отдавать в аренду.

О задачах Комиссии в нынешний период порталу ElDala.kz рассказал Айдарбек Ходжаназаров, генеральный директор  агрохолдинга Olzha Agro, который также вошёл в состав совещательного органа.

— Предстоит большая и ответственная работа, - отметил Айдарбек Ходжаназаров. - В рамках этой Комиссии была сделана ставка на прозрачность. В социальных сетях (например, на Facebook) шла прямая трансляция. Это прецедент, когда обсуждение наболевшей темы идет максимально открыто для того, чтобы достичь полной прозрачности. Думаю, это большой шаг в сторону уже привычного нам понятия «Слышащее государство». А ведь слышать – это, прежде всего, быть готовым к диалогу.

Читать по теме: Olzha Agro увеличит площади озимых в 14 раз

И если мы, члены Комиссии, будем думать и принимать решения как государственники, а не как просто жители разных областей, мы точно не совершим ошибки. Нам важно отойти от собственных интересов, и, как бы это высокопарно ни звучало, включить патриотизм, если он у вас по умолчанию до сих пор не включен в режиме 24/7. Мы, молодое поколение фермеров, являемся «наследниками вопроса», и я надеюсь привнести в работу Комиссии более современный взгляд.

— От чего в работе комиссии, наоборот, стоит отойти, чего сторониться?

— Хайпа, пустого шума. Ведь мы же реальные клиенты этого закона о землях сельхозназначения. И уж если кому виднее, что актуально, а что нет – так это нам. К примеру, сейчас ставится вопрос о частной собственности или аренде. Но лично мне известны лишь единицы фермеров, которые обладают землёй в частной собственности. И если на всю страну несколько тысяч гектаров выкупленной земли наберётся, я буду удивлён. Поэтому вопрос «аренда или частная собственность» абсолютно неактуален.

— Уже сейчас слышны реплики – мол, в Комиссию вошли в основном «прикормленные», то есть те, чьё мнение звучит в унисон с мейнстримовым (читай – правительственным). И якобы, не дают голоса простому крестьянину…

— Любой, кто посмотрел трансляцию хотя бы последнего заседания, воочию увидел бы нешуточные баталии, да ещё в присутствии вице-премьера. И каждый член Комиссии, который хочет высказать свою точку зрения, может открыто продемонстрировать несогласие с чьей угодно позицией, хотя бы того же вице-премьера или министра. Плюс ко всему, я не вполне понимаю формулировку «прикормленные». Это человек, чьё мнение ангажировано в обмен на некие благодеяния, которые раздаются со стороны руководства Комиссии? В таком случае – не знаю, к счастью это или к сожалению – эти благодеяния ими не раздаются. В частности, вице-премьером или главой Минсельхоза. Последний, например, не распределяет земли или субсидии. Наш Минсельхоз вообще не может идти против правил игры, сформированных международным сообществом для агробизнеса.

Читать по теме: Как Olzha Agro сохраняет влагу в почве

Да и не кажется ли вам, что мы привыкли ожидать от чиновников чересчур многого? А вот что реально учитывается – это чтобы все участники Комиссии отражали мнение населения, фермеров, крестьян, продвигали идеи импортозамещения – всё вокруг этого. Созыв нынешней общественной Комиссии по земельной реформе – яркий пример того, что воля народа в любом случае является решающей, что в обсуждении земельного вопроса должны участвовать и аграрии, и государственные мужи за одним столом.

— Как на ваш взгляд  должна выглядеть схема распределения земель в РК?

— У казахов есть понятия «жесiр дауы» и «жер дауы» – споры вокруг наследства и споры вокруг земли, они идут испокон веков и никогда не закончатся. Это нормально. Но земельный вопрос, как и квартирный в «Мастере и Маргарите», он всех испортил.

Необходимости в частной собственности, сиюминутной – нет, это раз. Два – я думаю, что важно при распределении земли учитывать то, как эта земля будет эксплуатироваться. Должны быть приняты обратные обязательства предпринимателя, который либо обязуется инвестировать, либо обязуется провести определённые работы на данном участке. И необходимо отслеживать эффективность и результативность использования каждого клочка земли. Если же мы видим, что земля используется неэффективно и нерезультативно, то в таком случае необходимо делать определённые выводы и задействовать возможность расторгать контракт с этим предпринимателем.

Но вот мы смотрим на земли, которые находятся вне эксплуатации, и говорим – надо эти земли изъять! Признáюсь честно – если это земли вне эксплуатации, то скорее всего, их продуктивность под большим вопросом. Если они не используются – то скорее всего они низкоурожайные, это неудобья или овраги, либо же бывшие пастбища, из которых сделали пашни. А ведь есть такая старая русская пословица – «Свято место пусто не бывает». То есть, если земля не эксплуатируется, если «пусто бывает» – на это есть явные причины. Гораздо больше меня смущает, когда правильная, хорошая земля эксплуатируется неэффективно – вот чему следует уделить внимание, вот где собака зарыта! И там же зарыт потенциал нашей земли.

Читать по теме: Трейдеры сельхозсырья подогрели рынок

 Вот я еду по одному из районов, где мы хозяйствуем, смотрю – на нашей клетке стоит урожай за 20 ц/га, а на соседней, чужой – меньше 10. Какие выводы? Тот горе-хозяин не работает с землёй, не инвестирует в неё, а наоборот – максимально истощает, убивает её! Я уверен, что соблюдение агрономических технологий следует поставить на больший контроль: не достиг определённых показателей в разрезе нескольких лет – отвечай. И ставить вопрос по этому предпринимателю. Возможно, передать землю тому, кто действительно сможет раскрыть её потенциал в пересчёте на центнеры с гектара. В этом случае нам нужно выровнять статистику, чтобы фермеры не «рисовали» урожайность. Мы этого добьёмся, если дадим налоговым органам контролировать ситуацию и видеть, что если с одного гектара конкретно взятого фермера налогов платится меньше, чем у всех соседей, стоит задать вопрос: как так, почему?

— Это единственный способ наладить эффективный контроль? Космомониторинг может быть таким инструментом?

— Космомониторинг тоже успешно применяется, но он даёт простой ответ: живы посевы или нет. Насколько же они эффективны, здоровы, нам из космоса не ответят. Поэтому, повторю, самый действенный контроль – финансовый: налоги, анализ.

— Как выдавать земли, чтобы процесс был прозрачным? Сейчас слышно такое мнение, мол, акиматы выдают, кому как в голову взбредёт…

— Думаю, что в вопросе прозрачности нам может сильно помочь цифровизация. Не стану подтверждать или опровергать формулировку вопроса, приведу лишь один яркий пример. В прошлом году в нашей компании акиматы изъяли ряд земель, в частности, пастбищ. Нам сказали: «ребята, мы у вас изымаем, потому что в рамках нашего мониторинга выяснилось, что вы не используете эти земли». При том, что мы очень много инвестируем в сёла, поддерживаем районную культуру и коммуникации – даже при этом у нас не всегда хватает средств, чтобы должным образом заботиться о ста процентах земель. Да и акиматовский мониторинг ведётся на довольно высоком уровне.

Читать по теме: Семена KAZSEEDS ставят рекорды на полях Olzha Agro

При этом мы не сталкивались с примерами непрозрачности, когда действия чиновников имели бы незаконный подтекст. А цифровизация даст возможность увидеть, что земля распределяется корректно. Думаю, стоит вести прямые трансляции самого процесса распределения. Нужно, чтобы любой мог свободно прийти и поднять итоговые документы любого конкурса, выяснив, почему земля досталась тому, а не другому. Я думаю, это достижимо.

— Нужна ли в РК частная собственность на землю, или достаточно аренды?

— Думаю, достаточно. Давайте рассмотрим ситуацию: есть ряд мнений. Одно, например, такое – если земля не находится в частной собственности, то владелец не стремится особо инвестировать в неё и боится, что он может этой земли лишиться. Это так, но есть же ряд правил, по которым эту землю могут изъять. И если эти правила адекватные, если они учитывают всю нашу природно-климатическую и профессиональную аграрную специфику, то, думается мне, для предпринимателей никакой разницы нет – собственность или аренда.

Читать по теме: Как цифровизация совершенствует управление агрохолдингом

Предположим, что для пользователя земли всё же принципиально важно, чтобы она была лично его. Полагаю, что нужно предусмотреть возможность выкупать землю хотя бы для наполнения местного бюджета, ведь земля дорогая. И я сомневаюсь, что найдётся достаточное количество аграриев, готовых инвестировать такие средства в землю. А вот если бы давать возможность выкупать через десять или двадцать лет, когда предприниматель продемонстрирует свои показатели, докажет, что он действительно использует потенциал земли максимально, работает с землёй, инвестирует в село – это было бы правильно. А давать такую возможность сразу, без проверки делом – это завтра же нерадивый фермер возьмёт её и будет сидеть, как собака на сене, эксплуатируя из рук вон плохо, притом, что общественность не может на него уже никак воздействовать?! Это по меньшей мере неразумно. Право пользоваться землёй, как собственностью, надо завоевать, как олимпийскую медаль.

— Хорошо, если аренда –  как её продлевать? Автоматически или на конкурсной основе?

— Если к действующему землепользователю нет вопросов, если он эксплуатирует землю в рамках всех правил, аренда должна продлеваться автоматически, ведь фермер инвестирует в землю, в инфраструктуру серьёзные средства. Более того, на заседании Комиссии по земельной реформе было озвучено, что должна быть предусмотрена возможность передачи права аренды по наследству. А каждый раз проводить конкурс было бы несправедливо. Представьте: я построил ферму, обеспечил оросительной системой, водопроводом, газифицировал, электрифицировал, возвёл хозяйственные постройки – словом, вложил в участок огромные деньги – но проходит время, и все мои труды кто-то другой заберёт по конкурсу? Ведь я даже мог не успеть отбить свои инвестиции!

— Некоторые говорят: если  иностранцам полностью запретить аренду, это снизит инвестиционную привлекательность Казахстана…

— На прошлом заседании Комиссии очень интересно было сказано: мол, где-то мы недра продали, продали ряд водоёмов, много чего понапродавали – и вот прямо всё упёрлось в землю, чтобы поднять инвестиционный климат в стране? У нас столько разных отраслей, куда иностранные граждане могут вкладывать средства – к примеру, переработка молока, мяса, зерновых, да и ещё длинный список того, где инвесторы могут привнести современные технологии, свой опыт. И я не вижу большого смысла в том утверждении, что дай мы землю в аренду иностранцам – и инвестиционный имидж страны существенно подскочит.

Читать по теме: Лен остается наиболее выгодной экспортной культурой

А если мы всё же допустим это – у наших казахстанских фермеров просто не останется шансов серьёзно конкурировать с иностранцами в ценовой и технической политике. И кстати, именно благодаря этому мораторию Olzha Agro три года назад оказался в ряду претендентов на выкуп активов таких крупных агрохолдингов как «Иволга» и «Алиби». А появились бы, например, израильтяне, китайцы, россияне, арабы, иранцы или ещё кто-нибудь с полным мешком денег – и они бы просто задавили нас финансово. Но из-за того, что единственный инвестор, который сейчас допускается на землю – это казахстанский инвестор, у Olzha Agro появилась такая возможность. Как человек, знающий цену земле, скажу: мы намного больше потеряем, нежели приобретём, дав возможность иностранцам покупать или арендовать нашу землю.

— Что вы видите итогом работы Комиссии? Когда она выполнит свою миссию?

— Я думаю, что Комиссия завершит работу, когда будут даны конкретные предложения в рамках готовящегося законопроекта. А он должен стать законом до конца года. Результатом же нашей работы станут предложения, рекомендации по изменению Земельного кодекса РК. Согласитесь, это будет иметь более солидный вес, нежели просто предложения Минсельхоза или Минэкономики. Это уже будет выражением мнения народа. Да и депутатам будет проще принять решение по законопроекту.

— Вы участвуете в работе Комиссии как предприниматель, которому небезразлично, что станет с его бизнесом, или же как гражданин Казахстана, у которого есть святое понятие «туған жер»?

— А почему «либо – либо»? Почему одно должно исключать другое? Я – предприниматель, работающий на земле, которой дорожит родной землёй, как святыней. Вот мой ответ.

Игорь Нидерер, фото и видео автора

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.