Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Цены на пшеницу в Казахстане упали на 100 тыс. тенге за год
Если летом 2022 года за тонну зерна 3 класса давали 180 тыс. тенге, то летом 2023 - уже только 80. При этом, взрывной рост весной 2022 года предсказать было невозможно, и он стал результатов не рыночных факторов - заперта на поставки из России.
Таким образом, строить долгосрочные прогнозы в нынешний реалиях - дело неблагодарное. Мы это наблюдаем уже две недели, когда после прекращения зерновой сделки мировые цены на пшеницу взметнулись вверх, но потом точно так же резко пошли вниз. Нынешнюю неделю котировки пшеницы на бирже США завершили на достаточно низком уровне $7 за бушель: в пятницу 28 июля сентябрьский фьючерс подешевел еще на 1,12%.
О том, каими сложатся цены на пшеницу в Казахстане в ближайшие месяц-два, в интервью порталу ElDala.kz рассказал Евгений Карабанов, эксперт-официальный представитель Зернового союза Казахстана.
Читать по теме: Сколько будет стоить казахстанская пшеница урожая 2023 года
По его словам, уровень 80-85 тыс. тенге за тонну (с НДС) пшеницы 3 класса сохраняется на внутреннем рынке Казахстана уже длительный период. Пшеница hi-pro стоит 90-91 тыс. тенге/тонна. И если не будет каких-то резких внешних факторов, эти цены плавно перейдут и в новый аграрный сезон. Более того, «Продкорпорация» рассматривает этот уровень цен как базовый для закупа в свои ресурсы осенью.
Повлиять на ситуцию могут несколько факторов. Во-первых, это объем нового урожая. Международные и казахстанские эксперты говорят о том, что Казахстан сможет получить в этом сезоне порядка 14 млн тонн пшеницы. Это уровень выше среднего. Однако, многие фермеры сомневаются в этих прогнозах, обращая внимание на то, что июльская экстремальная жара создала риск пустоколосицы, поскольку зерно не смогло налиться.
Соответственно, если урожай окажется ниже прогнозов, это может подтолкнуть цены вверх от нынешних уровней.
Во-вторых, важным будет то, какие внешние рынки окажутся открыты для казахстанского зерна. Рынок Ирана, похоже, нашей страной потерян окончательно - проблемой стало проведение платежей в подсанкционную страну. На этом фоне Иран плотно сотрудничает по зерну с Россией, изыскивая варианты взаиморасчетов.
Казахстану остается надеяться на традиционный рынок Средней Азии, но и тут есть риск проникновения российской пшеницы. Пока еще для нее существуют два препятствия - экспортная пошлина в России и транзитный ж/д тариф в Казахстане. Это делает тонну российского зеона на $70 дороже. Если эти препятствия по какой-то причине исчезнут, экспансию российского зерна в Среднюю Азию ничего сдерживать не будет.
Перспективным рынком выглядит Китай, который ежегодно импортирует 10 млн тонн пшеницы и 13 млн тонн ячменя. В надежде занять тут свою нишу, КТЖ объявила об увеличении поставок в Поднебесную: если с апреля ежедневно в Алашанкоу отправлялся один составов вагонов-зерновозов, то с августа обещано двукратное увеличение. Два состава - это примерно 200 тыс. тонн в месяц, или 2,4 млн тонн в год. Если эти планы будут реализованы, то цены на рынке зерна Казахстана окажутся более стабильными благодаря диверсификации сбыта.
Интервью с Евгением Карабановым в формате видео смотрите на нашем youtube-канале: