Как фермеры помогают Германии отказаться от бензина и дизеля

Фрайзинг – тот город в Германии, где возникла идея производства биогаза. Ее подали фермеры южной Баварии, озабоченные вопросом утилизации навоза со своих животноводческих хозяйств. Сейчас во Фрайзинге находится штаб-квартира Немецкой биогазовой ассоциации, которая объединяет более 4 700 предприятий. В их числе не только производители биогаза, но и предприятия, выпускающие оборудование для установок. Ассоциация поддерживает развитие отрасли не только в Германии, но и по всему миру.

Палата предпринимателей «Атамекен» в партнерстве с ПРООН, при поддержке правительства Японии организовала выезд группы фермеров в Германию, чтобы изучить опыт использования возобновляемых источников энергии в сельском хозяйстве. Побывали аграрии и во Фрайзинге, где о перспективах биогазовых установок им рассказал Себастьян Штолп (на главном фото), руководитель отдела международных связей ассоциации.  

В настоящий момент в Германии около 10 тыс. биогазовых установок, установленная мощность которых составляет 6 тыс. мегаватт. Это позволяет производить 33 тераватта энергии в год - 10% всей генерации Германии. Возобновляемые источники энергии этого типа важны тем, что позволяют генерировать электричество ночью, когда не работаю солнечные панели. Это дает возможность балансировать генерацию по временам суток.

Сырьем для получения биогаза служат самые разные органические отходы – стоки животноводческих ферм, остатки с боен (кровь, жир), растительные остатки от переработки сельхозкультур, просроченные продукты питания из магазинов, да и просто бытовые органические отходы, которые запрещено отвозить на свалки. Кстати, раздельный сбор мусора в Германии ведется уже 40 лет, с 1982 года.

Читать по теме: Как фермеру заработать 1 млн евро в год на отходах

«Золотая» пора биогаза пришлась на период 2009-2011 годы, когда в год в Германии вводилось около 1300 установок. Однако, после 2011 года изменилось законодательство – тариф на сдаваемое в сети электричество стал не таким привлекательным, а экологические нормы ужесточились. Это привело к снижению интереса бизнеса к сектору. В 2012 было введено около 300 установок, а со следующего года число вводимых установок стало держаться на уровне 100.

Тем не менее, число установок растет, и цель ассоциации - к 2030 году выйти на установленную мощность 9,1 гигаватт. Это позволит вырабатывать в год 42 терраватта энергии в год. 

Стоимость строительства биогазовой установки в среднем составляет 4 тыс. евро за 1 киловатт установленной мощности. Срок окупаемости одной установки 10 -15 лет, в зависимости от каждого конкретного проекта. Контракт с каждым производителем государство заключает на 20 лет с фиксированным тарифом.

Тариф по приему энергии в сеть сейчас составляет от 16 до 18 евроцентов за киловатт. Для маленьких установок, работающих только на навозе, тарифы выше, 19-22 евроцента за киловатт. Производители считают, что он слишком низок, и рассчитывают на пересмотр условий.

- В период максимальных тарифов нужно было сделать очень много ошибок, чтобы не заработать деньги на биогазе, - сказал Себастьян Штолп. - Сейчас, когда тарифы намного ниже, можно сделать какую-то инженерную ошибку, или ошибку в планировании, и тогда установка становится нерентабельной. Есть случаи банкротства производителей.

Читать по теме: Сколько экономят фермеры на замене солярки электричеством

Параллельно с биогазовыми установками, в Германии строят и установки по производству биометана. Это уже вариант, подходящий только для животноводческих ферм.

У животноводческих или птицеводческих ферм нет возможности просто накапливать навоз на каких-то полигонах. Он обязательно должен перерабатываться. Варианта тут три: установки по производству биогаза, компостирование, либо сжигание с получением энергии. Оптимальным считается именно первый варианта, поскольку он позволяет получать и энергию, и ценное удобрение. Другие два варианта половинные – они открывают либо первую, либо вторую возможности.

Всего на сегодня в Германии 278 установок по производству сжиженного биометана. Он полностью заменяет природный газ и используется в качестве горючего для транспорта. Причем, в случае, если на нем работают двигатели большегрузных автомобилей и судов, этот вид топлива признается углеродно-нейтральным и не попадает под планы о запрете  - в отличие от легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на бензине и дизиле, использование которых планируется запретить в Германии с 2035 года.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.