Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Почему реформа господдержки похоронит молочную отрасль Казахстана
Обсуждение грядущей реформы государственной поддержки продолжается в Казахстане. Недавно на заседании Республиканской палаты молочных и комбинированных пород КРС свои мнения о предложенных Минсельхозом изменениях высказали руководители крупнейших молочно-товарных ферм страны.
Напомним, что суть реформы для молочной отрасли - перевод товарных субсидий из республиканского бюджета на местные, а также введение встречных обязательств к получателям субсидий.
Региональные приоритеты
Мнение бизнеса однозначно - перевод выплаты субсидий на молоко (сейчас крупные МТФ получают 45 тенге на 1 литр) из республиканского бюджета на местные будет фактически означать приостановление выплат: регионы предпочитают тратить деньги на социальные проекты, а не на поддержку сельхозтоваропроизводителей. Эти выводы фермеры делают на основе личного опыта. Дело в том, что сегодня местные бюджеты уже обладают правом субсидировать приобретение молокоперерабатывающими заводами сырья при производстве масла, сыров и сухого молока. Однако даже если акиматы устанавливают нормативы и обещают делать эти выплаты, в реальности денег переработчики не получают - либо получают частично.
- Наша компания за два года недополучила субсидий на производство масла и сыров на сумму порядка 711 млн тенге, а за нынешний год вообще ничего не платили и платить не собираются, - рассказал Сейлжан Сайлаубаев, генеральный директор компании «Восток-Молоко».
Поэтому руководители молочных ферм считают необходимым сохранить действующий механизм: субсидирование производства молока оставить за республиканским бюджетом, а местным дать право вводить дополнительные выплаты для тех отраслей сельского хозяйства, которые в регионе хотят поддержать приоритетно.
- Если уберем субсидию в 45 тенге на литр - мы похороним молочную отрасль, - отметил Утеген Муртазин, директор ТОО «Сарыагаш». - Потеряем все, чего отрасль добилась за 20 лет. А молоко - это продукт первой необходимости для страны.
Наказание за успех
Большие вопросы вызвали и встречные обязательства для получателей субсидий. Тут Минсельхоз сначала предлагал сделать критерием рост объемов производства на 5% в год, потом - увеличение маточного поголовья на те же 5% (для животноводов). Но дело в том, что даже технологически в молочной отрасли это невозможно.
Читать по теме: ТОП-30 молочных ферм Казахстана по удоям в 2021 году
Сейчас уже многие МТФ страны достигли мирового уровня по надоям с коровы. Поэтому для этих ферм увеличивать объем производства за счет отдачи от коровы уже невозможно - есть физиологический предел того, на что способно животное. Вследствие этого увеличить объем производства ферма может, только расширяя поголовье. Но это также невозможно, поскольку инфрастуктура молочной фермы создается под определенное поголовье - это стойловые места, это площадь производства кормов, это мощность доильного зала и так далее. Чтобы увеличить поголовье, нужно, по сути, строить новую ферму - с соответствующим объемом инвестиций. Одно только оборудование для доильного зала стоит 300 млн тенге!
Так что невозможно требовать от уже существующего предприятия роста на 5% ни по объему продукции, ни по поголовью. Да, фермы с низкими показателями смогут увеличить объемы до определенного уровня за счет повышения надоев с каждой коровы. Но для передовых хозяйств эти требования, по сути дела, будут означать наказание за их успешный подход к работе - с их высокого уровня продуктивности расти дальше либо сложно, либо невозможно.
То же самое касается встречных обязательств для земледельцев. Казахстан относится к зоне рискованного земледелия, где уровень урожайности лимитирован объемом осадков. И какие бы агротехнологии не вводили фермеры, какие бы передовые семена или эффективные удобрения они не использовали, есть предел урожайности, выше которого не даст подняться дефицит влаги. Так что требовать роста на 5% в год для растениеводов - это опять же наказывать тех фермеров, кто уже работает на высоком уровне. А тех, кто до него не поднялся до сих пор, выплата субсидий вряд ли стимулирует на рост - суммы не так велики, чтобы обеспечить техническое перевооружение и технологический скачок.
Кто кормит страну
Минсельхоз Казахстана согласен с тем, что формат встречных обязательств нужно проработать. Но полностью отказаться от них нельзя - их введения требует Минфин РК. В противном случае субсидирование отрасли может вообще прекратиться.
Фермеры озвучили свои предложения по встречным обязательствам. Вариантов несколько: либо получатель субсидий обязуется не снижать объем производства и сохранять рабочие места, либо берет на себя обязательство по поставкам продукции на внутренний рынок.
Также есть и предложение, стимулирующее качественное развитие отрасли.
- Когда субсидирование сельского хозяйство только начиналось, там были такие условия - если ты надаиваешь меньше 5 тыс. литров в год на фуражную голову, ты не имеешь права получать эти субсидии, - напомнил Утеген Муртазин. - Это можно взять за основу и сейчас - установить нижнюю границу эффективности работы хозяйства. Это будет стимулировать предприятия работать лучше. Выше - расти куда хочешь, а ниже не опускайся.
Читать по теме: ТОП-30 производителей молока в Казахстане в 2021 году
При этом фермеры просят Минсельхоз РК активнее отстаивать позиции отрасли при обсуждениях в правительстве:
- Лидером в обсуждении этого вопроса должны быть производственники, - резюмировал дискуссию Сейлжан Сайлаубаев. - Не Минфин зарабатывает деньги стране, он их просто распределяет. Поэтому Минсельхоз не должен оставаться в позиции просителя. Что значит - «Минфин не даст средств на субсидирование»? Нужно доказательно с ними работать, и тогда будут приниматься правильные решения. Наша задача - обеспечить страну сахаром, мясом, молоком. Госорганам только из этих задач и нужно исходить, выстраивая систему господдержки. А не подстраиваться под требования Минфина или Антикора.