Казахстанское мясо не идет в Китай и Россию из-за ветеринарных проблем

Множество системных проблем накопилось за последние десятилетия в организации ветеринарной службы Казахстана. Нынешняя громоздкая и трудно координируемая система нуждается в обновлении. Только это позволит стабилизировать нынешнюю неблагоприятную ситуацию с обеспечением безопасности продукции животноводства и наконец-то открыть внешние рынки сбыта для отечественных производителей.

Об этом в интервью порталу ElDala.kz в кулуарах выставки Jańa Dala / Vet Astana рассказал Гайса Абсатиров, доктор ветеринарных наук, профессор, председатель объединения "Ветеринарные врачи ЗКО".

Полное интервью в формате видео смотрите на нашем youtube-канале:

 

- Вроде бы у нас есть Министерство сельского хозяйства, в его структуре - комитет ветеринарного контроля и надзора, в свою очередь включающий такие структуры, как республиканская ветеринарная лаборатория, республиканский противоэпизоотический отряд, национальный референтный центр, - сказал Гайса Абсатиров. - В областях есть свои управления ветеринарии, а у каждой республиканской структуры есть филиалы во всех областях. Но их деятельность не вполне скоординирована, поэтому у них нет единой целенаправленной работы. Каждый сам по себе! И в регионах в принципе особой работы не чувствуется. Спокойно сидят, ссылаются на мораторий и говорят, что вести проверки не могут. Поэтому у нас в последние годы ситуация как на фронте - то там вспышка болезней, то там. С этим и связано закрытие экспортных рынков.

Эксперт напомнил, что в 2015 году Казахстан получил от Международного эпизоотического бюро статус зон, свободных от ящура без вакцинации, для девяти регионов страны. В 2017-м еще пять регионов получили статус МЭБ зон, свободных от ящура с вакцинацией. Однако вспышки ящура периодически случались, хоть их официально не признавали. В 2022 году скрывать очевидное стало невозможно, и один очаг болезни признали. В результате в начале 2023-го Казахстан лишился статуса зоны, свободной от ящура. После этого для казахстанской животноводческой продукции закрылись и Россия, и Китай. 

- Сейчас МСХ РК ведет работу по восстановлению этого статуса, многое делается, - сказал Гайса Абсатиров. - Нужно подчеркнуть, что в свое время ветеринария у нас была падчерицей Минсельхоза. Могли этой службой руководить и агрономы, и экономисты, и отставники силовых структур. Вице-министры, которые не вполне были сведущи в этой сфере, пытались играть первую скрипку. Они и довели систему ветеринарной безопасности до нынешнего состояния. Сейчас, с приходом вице-министра Бердалина Амангалия Бисембаевича, который является практиком, выпускником Саратовского зооветеринарного института, подвижки в лучшую сторону есть. Идет внедрение цифровизации для прослеживаемости животных и продукции животноводства. Также важна роль министра сельского хозяйства Сапарова Айдарбека Сейпелловича, который также практик с большим опытом, в свое время окончивший Омский сельхозинститут. Так что этот тандем всерьез занялся проблемами в ветеринарной сфере. Тем более что на нее обратило внимание и руководство страны, вопрос рассматривался на заседании Совета безопасности РК.

Правительством выделены значительные средства на обустройство ветеринарно-санитарных объектов - типовых ветеринарных пунктов, расколов, лабораторий, обновление служебного автопарка.

На фото: Гайса Абсатиров

Проблемой остается низкая заработная плата ветеринарных специалистов (от 170 тыс. тенге в месяц), что ведет к дефициту кадров. Небольшое повышение есть, но пока еще уровень оплаты труда далек от оптимального. Причем есть разница в оплате труда по регионам, что также необходимо отрегулировать.

- Также не решена проблема нагрузки на одного ветеринарного специалиста, - сказал Гайса Абсатиров. - Раньше был норматив - 850 голов на одного человека. А сейчас в одном сельском округе ветеринар вынужден обслуживать от 1 900 до 2 500 голов скота. Естественно, он не успевает все это делать, и качество страдает.

Кадровый потенциал для пополнения штата ветеринарных специалистов призваны пополнить профильные высшие учебные заведения, которых в стране около десятка. Вопрос только в том, как привлечь молодежь в село. Пока она туда не идет по вполне понятным причинам - отсутствие бытовых условий, условий для работы, неразвитость инфраструктуры села. И опять же - низкие зарплаты. Поэтому ежегодно не осваиваются гранты, выделяемые на обучение ветеринаров. Либо туда по остаточному принципу ради диплома идут абитуриенты, изначально не планирующие работать по специальности. Программа "С дипломом - в село" никакого эффекта привлечения молодых ветеринаров тоже не дает.

- При этом у нас в стране есть примеры передовых животноводческих хозяйств, где для молодых специалистов создают достойные условия работы и жизни, и молодежь туда идет, - отметил Гайса Абсатиров. - И, конечно, нужна адекватная оплата труда. Например, в России сейчас ветеринарный специалист в крупных агрохолдингах получает до 150 тыс. рублей. Умножьте эту сумму на пять - получится 750 тыс. тенге. Рядовой специалист начинает с базовой ставки 56 тыс. рублей - это более 300 тыс. тенге. В этом году профессия ветеринара вошла в топ-3 востребованности в АПК России.

 Читать по теме: Как Казахстану обойти США в рейтинге крупнейших экспортеров баранины

Важен и престиж профессии. В Казахстане до сих пор нет официального профессионального праздника - Дня ветеринарного специалиста. Неофициально ветеринары отмечают его 10 июля, это дата утверждения Закона "О ветеринарии РК". Но пока официально этот праздник не принят правительством. Специалисты надеются, что когда-то это случится. Ведь важность этой профессии подчеркивает такая крылатая фраза: медицина лечит человека, а ветеринария - человечество.

Сергей Буянов

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.