Рекордный урожай Казахстана от гибели спасли субсидии на экспорт пшеницы

Казахстан в среднем производит в три раза больше пшеницы, чем ему нужно для удовлетворения собственных внутренних потребностей (на продовольственные цели, на переработку и корма): 15 млн тонн против 5 млн тонн. Этот факт делает критически важным ритмичные отгрузки «лишних» 10 млн тонн продовольственного зерна на экспорт. Ведь в противном случае происходит затоваривание внутреннего рынка, который вызывает обвал цен и ведёт к убыткам для фермеров. Именно так случилось в начале прошлого аграрного сезона, когда из-за высокого урожая и сужения возможностей сбыта (казахстанской пшеницы закрылся Китай) цена продовольственного зерна с начальных 120 тыс. тенге/тонна упала до 60 тыс. И только введение транспортных субсидий на отгрузки пшеницы на дальние рынки позволили к началу 2025 года вернуть цены на более высокие уровни, которые обеспечили аграриям приемлемую рентабельность.

По сути, именно это решение правительства спасло многих фермеров от разорения.

Тем не менее, на необходимость и обоснованность транспортных субсидий существует две точки зрения. Сторонники одной согласны с тем, что эта мера господдержки должна быть продолжена для сохранения рентабельности зерновой отрасли на справедливом уровне. Сторонники другой говорят о том, что субсидировать экспорт зерна не нужно, поскольку это лишает переработчиков внутри страны дешёвой сырьевой базы.

Своим мнением по этому вопросы с порталом ElDala.kz поделился Санжар Елюбаев, президент компании «Астык Транс», крупнейшего в Казахстане оператора вагонов-зерновозов.

Полное интервью в формате видео смотрите на нашем youtube-канале:

 

 

Инструмент поддержки фермера

- Моё мнение - введение субсидий на экспорт пшеницы было абсолютно правильным и обоснованным решением, - сказал Санжар Елюбаев. - Действительно, Казахстан ежегодно производит намного больше пшеницы, чем ему необходимо, поэтому нельзя допускать затоваривания внутреннего рынка. Иначе в первую очередь пострадают фермеры страны.

При этом, Санжар Елюбаев отметил, что введённые субсидии неверно называть «транспортными». Потому что они пошли не на то, чтобы обеспечить какой-то дополнительный доход транспортникам. На самом деле, основную выгоду получили аграрии страны: за счёт субсидий трейдеры смогли предложить и казахстанским фермерам справедливую цену на их зерно, отгружаемое на дальние рынки. Если бы не поддержка государства, то покрывать издержки на логистику трейдерам бы пришлось, снижая цену закупа у аграриев.

 

Дополнительные плюсы

Также введение субсидий на экспорт пшеницы имело и несколько других косвенных факторов, которые оказались выгодны аграрной отрасли страны. Причём, не только здесь и сейчас, но и долгосрочной перспективе.

- Первое: уже одна только информация о том, что Казахстан введёт субсидии на экспорт пшеницы привела к оживлению на рынке зерна, - пояснил Санжар Елюбаев. - Наши трейдеры получили новый аргумент при обсуждении контрактов с традиционным для нас покупателем - Средней Азией. Ведь если покупатель один, он может диктовать свою цену - такая монопсония нам невыгодна. А если у продавца несколько вариантов, то ему уже легче добиваться более выгодных условий.

Второе: всем участникам логистической цепочки также пришлось включится в конкурентную борьбу за возможность везти казахстанскую пшеницу на дальние рынки. И это привело к снижению цен. В том числе, снизили стоимость своих услуг и мы, серьёзно поддержав этим наших сельхозтоваропроизводителей. В целом для динамики экспорта это конечно стало положительным фактором, отгрузки шли равномерно по всем направлениям, без каких-то транспортных коллапсов. Не возникало никаких вопросов ни по железнодорожным перевозкам, ни по обороту вагонов. И этот большой урожай прошлого сезона мы в итоге вывезли, хотя прошлой осенью и звучало много опасений, что зерно останется невостребованным и просто сгниёт на складах.

 

Интерес новых рынков

Понятно, что основным рынком сбыта казахстанской пшеницы осталась Средняя Азия - ближайший регион, для отгрузок в который никаких дополнительных мер поддержки не нужно. Субсидии выплачивались для отгрузок на те рынки, куда раньше казахстанское зерно было «непроходным» из-за слишком высоких логистических издержек. И они свою роль сыграли: поставки выросли в разы.

- Через порты Балтики ушло порядка 600 тыс. тонн, хотя в предыдущие годы туда шло не более 300 тыс. тонн, - отметил Санжар Елюбаев. - Большие объёму ушли в Грузию и Азербайджан, хотя ранее поставок туда почти не было - там доминировала российская пшеница. Вот так мы диверсифицировали свои рынки сбыта.

Наиболее интересным удалённым рынком сбыта казахстанской пшеницы Санжар Елюбаев назвал Европейский Союз. Тут есть хорошие перспективы для долгосрочного сотрудничества, особенно учитывая геополитику: Европа понемногу отказывается от российской сельхозпродукции. А вот закрепиться в странах Северной Африки, куда поставки зерна из Казахстана также шли, закрепиться будет всё-таки сложнее, так высока конкуренция среди поставщиков.

 

Триггер развития зернопереработки

При этом, на внутреннем рынке сырья Казахстана для переработки было вполне достаточно. Более того, в прошлом сезоне произошло естественное разделение интересов покупателей: наиболее гибкие зернопереработчики страны обратили внимание на наличие большого объёма дешёвого зерна низких классов - и наладили выпуск из него кормовой муки для экспорта в Китай. А качественная продовольственная пшеницы высоких классов как раз и пошла на экспорт на внешние рынки. Таким образом, транспортные субсидии никоим образом не помешали развитию переработки, а напротив, стимулировали её развитие в новом, очень перспективном направлении.

- Для того, чтобы фермер по справедливой стоимости реализовал своё зерно, на рынке должно быть как минимум два покупателя, например, трейдеры и мукомолы, - добавил Санжар Елюбаев. - Таков закон рынка: справедливая цена формируется при конкуренции покупателей за какой-то продукт.  В целом, я против того, чтобы мы говорили о дешёвом сырье для переработчиков. Потому что дешёвая пшеница - это угроза рентабельности зерновой отрасли, которая в недалёкой перспективе приведёт к снижению объёмов производства зерна в стране, и как следствие росту цен для тех же самых мукомолов. Так что, пока государство может регулировать эти процессы, это надо делать.

 

Работа на будущее

Кстати, ещё одним долгосрочным положительным следствием введения транспортных субсидий стало то, что поставки высококачественной казахстанской пшеницы на новые рынки стало своеобразным маркетинговым инструментом. Теперь наше зерно знают покупатели в тех странах, где раньше оно представлено не было.

- Исходя из того опыта, который мы получили в прошлом аграрном сезоне, я читаю, что инструмент субсидирования экспорта пшеницы надо сохранить в течение как минимум ещё нескольких лет, - резюмировал Санжар Елюбаев. - Нужно продолжить знакомить с нашим зерном тех потенциальных покупателей, которые с ним пока ещё незнакомы. И возможно, со временем завяжутся прочные связи наших поставщиков с покупателями, так что меры государственной поддержки по экспорту можно будет свести к минимуму.

Что касается суммы субсидий, тот тут правительству предстоит проанализировать опыт прошлого сезона, оценить объем нового урожая, и исходя из этих факторов принять решение по объёму необходимо господдержки на 2025/26 маркетинговый год. В прошлом сезоне, напомним, на субсидирование экспорта было выделено 40 млрд тенге, оператором программы стала Продкорпорация.

Остаётся добавить, что компания «Астык Транс» стала партнёром портала ElDala.kz в нашем традиционном проекте АгроКараван Урожай нынешнего года. В его рамках мы посетим все основные аграрные регионы страны и расскажем, как проходит уборка урожая-2025 в Казахстане.

Читайте репортажи с 11 сентября до конца месяца, следите за движением АгроКаравана на сайте ElDala.kz, в наших соцсетях и на на нашем youtube-канале!

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.