Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Кто и сколько зарабатывает на утилизации сельхозтехники
Завод по утилизации сельхозтехники будет открыт в Костанайской области в следующем году. Однако, компания «Оператор РОП» не стала ждать этого момента и 2 ноября запустила утилизацию первых тракторов в Караганде, на заводе Recycling Company, где с 2017 года утилизируется автотранспорт.
Читать по теме: Введение утильбора вызвало подорожание сельхозтехники
Причина спешки понятна – волна возмущения фермеров введением утильсбора, который привел к скачку цен на сельхозтехнику. На отдельный перечень сельхозмашин утильсбор был введен еще в конце 2019 года, в июне 2020 расширен на весь список.
При этом, никакой переработки не производилось. Возникал резонный вопрос аграриев страны – куда идут деньги, десятками миллиардов тенге собираемые в пользу частной компании «Оператор РОП» - при активном содействии министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК.
Вот и решили выгодополучатели продемонстрировать хоть какое-то движение в этом направлении, в пилотном режиме запустив утилизацию в Караганде.
Загвоздка была одна – отсутствие среди фермеров желающих сдавать свои сельхозмашины на переработку. Помог «Оператору РОП» ни кто иной, как Иван Сауэр, директор агрофирмы «Родина». Он прислал на завод шесть ржавых тракторов Т-402.
Нюанс состоит в том, что Иван Сауэр не только возглавляет крупное хозяйство в Акмолинской области, но также является председателем комитета АПК в НПП «Атамекен». Именно половинчатая позиция палаты предпринимателей (которая в 2019 году хоть и с оговорками, но все-таки согласовала введение утильсбора) позволила в итоге, летом нынешнего года, обложить этой феодальной податью абсолютно все средства производства фермеров страны.
Читать по теме: Введение утильсбора оставляет аграриев Казахстана с мотыгой в руках
И вот – новая услуга от директора агрофирмы «Родина» в адрес компании «Оператор РОП». А что в благодарность? Шесть сертификатов номиналом по 1 млн тенге каждый, на покупку техники отечественной сборки. Непонятно только, зачем они агрофирме «Родина», где основу парка составляет техника CLAAS и John Deere. Вряд ли тут планируют переход на трактора и комбайны местных заводов.
Как бы то ни было, благодаря щедрости Ивана Сауэра, Recycling Company получила возможность хоть что-то уничтожить 2 ноября.
Для начала с тракторов сняли панели моторного блока, потом слили старое масло, потом сняли сам двигатель. Кабину оторвали и увезли в шредер. Туда же отправили остальные части из металла, которые после переплавки превращаются в аккуратные слитки, которые можно выгодно продавать.
Читать по теме: Фермеров РК приносят в жертву утильсбору
Вообще, выгодность всей системы утилизации более чем очевидна. По словам Медета Кумаргалиева, председателя правления ТОО «Оператор РОП» (он лично приехал на запуск утилизации), уничтожение одного трактора обходится примерно в 540 тыс. тенге, комбайна – в 800 тыс. тенге. Причем, это суммы с доставкой. А теперь давайте вспомним, что минимальная ставка утильсбора на трактор - около 3,5 млн тенге! В случае с дорогим импортным – за трактор надо заплатить утильбор от 4,8 млн до 11 млн тенге, за комбайн от 6,4 млн до 12,5 млн тенге.
То есть, расходы «Оператора РОП» на утилизацию одного трактора, с учетом выдачи сертификата в размере 1 млн тенге, составляют порядка 1,5 млн тенге. Чистая прибыль – как минимум 2 млн, а в большинстве случаев намного больше. И это – только утильсбор. Если взять в учет доходы от продажи металла, печного топлива (получается из переработки моторного масла), прибыльность будет еще выше.
Читать по теме: Еркин Татишев: Введение утильсбора незаконно
Почему фермеры должны платить эти деньги в пользу частной компании, покупая новую технику по искусственно завышенной цене? На этот вопрос Медет Кумаргалиев просто пожал плечами – мол, «Ставки утильбора устанавливаем не мы».
Не удивительно, что «Оператор РОП» с большим энтузиазмом планирует строительство завода по утилизации сельхозтехники в Костанае. Рассчитывают принимать в год до 3000 машин. Прибыль в десятки миллиардов тенге обеспечена.
Вопрос только один – будет ли достаточное число желающих сдавать свою технику на утилизацию? Не все же рассчитывать на старые запасы Ивана Сауэра.
Сергей Буянов, фото и видео автора