Золотой запас: где и как хранят казахстанское зерно

Какие стадии проходит зерно, прежде чем поступить на производство? Как правильно организовать процессы его хранения и обработки? В новом выпуске программы AgroProcess на youtube-канале BaiBolsyn журналист Алуа Барманкулова рассказала о функционировании элеватора. В этом ей помог Мэлс Жетписов, заместитель директора зернохранилища «Астык коймалары» Хлебная база № 1».

 

Цена и качество

База работает уже 41 год. Основная работа тут происходит осенью, во время уборки активно идёт приём зерна, которое потом в течение всего года отгружается потребителям.

Это типичный элеватор 1979 года постройки, объёмом 192,8 тыс. тонн. Все машины, привозящие зерно, в первую очередь проходят через производственно-техническую лабораторию, где определяется качество зерна. На основе анализа решается, куда оно пойдёт - на сушку или же сразу на хранение.

- У нас три сушилки имеются, - говорит Мэлс Жетписов (на фото). - Две ещё советских времён  и новая российская  фирмы Ventum - модульные шахтные зерносушилки непрерывного действия. Они предназначены для сушки ячменя, кукурузы, подсолнечника, рапса и других культур. Одна такая сушилка стоит порядка 100 млн тенге.

Зерносушилки работают круглосуточно, останавливать их нет резона, поскольку в первую очередь оборудование нужно прогреть. Если постоянно включать и выключать, получается перерасход горючего. В целом на сушку 1 тонны зерна уходит до 10 кг ГСМ. Старые сушилки берут до 13 кг.

Читать по теме: Резервный запас зерна используют для регулирования рынка

- Особенность этого года в том, что случился дефицит сжиженного газа, - рассказал Болат Зульпибеков. - И это в тот момент, когда соседние элеваторы перешли на сушку газом. Хорошо, что у нас сохранились старые сушилки, работающие на жидком топливе, -  на печном, на дизельном. Мы тоже планировали модернизацию - купили новую зерносушилку, установили. Там два вида топлива - жидкое и газообразное. В этом году в приоритете было жидкое.

Содержание оборудования обходится недёшево. Починка требует немалых затрат. Во многом это зависит от качества оборудования и его поставщиков. Здесь остановились на российском благодаря соотношению цены и качества.

 

Бетонная надежность

- Сегодня новые элеваторы, которые ставят хозяйства, в основном металлические, - объясняет Болат Зульпибеков (на фото), заместитель директора ТОО «Астык коймалары». - Но время показало, что бетонные силосы советской модели  более надёжно сохраняют зерно. Зерно - это живой организм, когда оно находится в металлических конструкциях, из-за тонкости стен меняется температура, может образовываться конденсат. А бетонный элеватор лучше обеспечивает температурный режим хранения, наружная температура воздуха не столь сильно влияет на него. Также в металлических силосах, например, засыпают 5 тыс.  тонн, и они хранятся все вместе, а у нас в силосах они будут разделены на ячейки.

Читать по теме: Хлебное место: как работают казахстанские элеваторы

Температура - самый важный фактор при хранении зерна. Изменение температуры говорит о процессах, происходящих в зерне. Поэтому разделение на ячейки и дает преимущества в хранении и упрощает контроль.

- В 90-х годах, когда других элеваторов не было, мы принимали зерно круглосуточно, до 5 тыс.  тонн, - вспоминает Мэлс Жетписов. - Сейчас вокруг построено несколько небольших элеваторов, которые берут на себя часть нагрузки. Это, конечно, конкуренция, но не сказал бы, что она мешает нам работать. Другие элеваторы всё равно не могут принимать те объёмы, которые принимаем мы. В итоге большие объёмы всё равно ввезут к нам. Вчера приняли 17 "КамАЗов" - 423 тонны, позавчера 30 машин - 900 тонн.

 

Гарантия сохранности

Для качественного хранения зерна в первую очередь важно наличие хорошей ёмкости, также многое зависит от качества сушилки, ну и производственно-техническая лаборатория (ПТЛ) должна качественно выполнять свои функции по анализу зерна.

Прежде, чем машина с зерном попадает на элеватор, в лаборатории производится отбор зерна из неё. Техники-лаборанты определяют его качество, в  зависимости от которого определяется его дальнейшая судьба. Если зерно сухое и соответствует всем необходимым параметрам - оно сразу идёт на хранение, если требуется сушка - направляется в сушилку.

- Принимаем до 100 и более машин в сутки, делаем анализы на влажность, засолённость, показатель качества зерна, - говорит Жанар Нуркебаева (на фото слева), начальник ПТЛ. - Влажное зерно доводим до базиса. Горячая пора начинается в августе, когда идёт приёмка мягкой пшеницы, ячменя, овса.

Зерно в лаборатории перебирается вручную и анализируется на процент сора, зерновой примеси и других компонентов. Сорная примесь не должна превышать 2%. В результате тщательного анализа зерну присваивается класс. В урожае 2020 года преобладает пшеница третьего класса.

Читать по теме: Запасы зерна в Казахстане составляют 10 млн тонн

Банки в элеваторе одинаковой ёмкости - по 200 тонн каждая. После взвешивания машины с зерном едут в автоприём, высыпают зерно, оттуда по нижнему транспортёру оно доставляется наверх в рабочую башню. Зерно помещается в разгрузочные тележки, после чего из них засыпается в банки. Высота рабочей башни 63 метра, банки - 32 метра.

- Да, на складах удобнее тем, что если прозеваешь влажное зерно, это не страшно - можно достать и просушить, - пояснил Мэлс Жетписов. - У нас на элеваторе сложнее - если  засыпешь в банку, то достать его оттуда будет очень сложно.  С другой стороны, датчики там стоят, температуру измеряют.

Каждую банку эти датчики контролируют, на мониторе компьютера предметно указывается, например, 10 банка, 1, 2, 3 горизонт, -1 градус, +2 градуса. Если плюсовая температура поднимается выше +2, это сигнал начальнику участка, что эту банку нужно охладить.

- Зерно - живое,  оно дышит, - объясняет Оразбай Смагулов (на фото), инженер по технике безопасности. - Если в какое-то место попадёт влага, то может произойти самосогревание. Там уже и вредители всякого вида могут завестись - клещи, долгоносики, из-за которых зерно со временем портится. Клещи всё внутри съедают, остаётся шелуха, пустая оболочка, из неё уже не сделаешь никакой муки. Такие участки бывают прямо комками, поэтому мы очень внимательно всё подрабатываем.

 

Живой контроль

В одной банке элеватора хранится до 600 тонн зерна. Всего на территории элеватора находится 144 банки.

- Для успешной работы нужно знать само зерно, уметь с ним обращаться, - подчеркнул Мэлс Жетписов. - Никак не обойтись без опытного технолога. Потому что стоит что-то прозевать по качеству зерна, уже будут серьёзные проблемы. И потом элеватор - это взрывоопасная территория. Пыль во взвешенном состоянии очень опасна, хватает малейшей искры для пылевого взрыва.

Пылевой взрыв - это практически мгновенное возгорание мелких частиц зерновой пыли, приводящее к резкому росту температуры. Большая концентрация пыли может произвести такой взрыв, что весь элеватор снесёт.

Читать по теме: На ETS продано зерна на 1,1 млрд тенге

Сегодня элеватор уже полностью перешёл на современный цифровой формат работы. Все процессы отображаются на компьютере и управляются с помощью него же, в онлайн-режиме. Видно, какие конвейеры работают, какая аспирация, где в данную минуту происходит разгрузка. Диспетчер работает 24 часа в сутки, постоянно наблюдая процесс работы элеватора. Эту систему установили всего 3 года, раньше работали за огромными пультами. Все это дает уверенность в надежности и качестве хранения урожая, полученного фермерами Казахстана.

Андрей Гончаров

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.