Мукомолы просят сохранить ограничения на экспорт пшеницы

Мукомольная отрасль Казахстана переживает непростые времена. О реалиях сегодняшнего дня, существующих проблемах и возможных путях их решения порталу ElDala.kz рассказал Алихан Талгатбек, президент Союза зернопереработчиков Казахстана.

Цена на казахстанское зерно падает с начала июля, когда был возобновлен импорт российской пшеницы, а ограничения на экспорт пшеницы и муки из Казахстана остались в силе. Однако, Алихан Талгатбек считает, что понижательный тренд не вполне обоснован, поскольку окончательных цифр по объему урожая еще нет.

Читать по теме: Стоимость экспорта казахстанской пшеницы в Европу выросла в три раза

- Вот говорят, что нынче урожай небывалый, - сказал глава Союза зернопереработчиков. -  На самом деле, урожай ещё даже не убран, объемы не подсчитаны. А на рынке уже поднимается паника, что зерно девать некуда, хотя у нас на элеваторе заполнение сейчас всего 10%.  Цена сейчас 125 тыс. тенге/тонна, хотя фермеры могли бы продавать по 130-140 тыс. тенге/тонна.

Низкие цены выгодны лишь покупателям в странах Средней Азии, но не казахстанским зернопереработчикам, отметил эксперт. Ведь если крестьяне сегодня продадут урожай дешево, то на следующий год им не хватит денег на посевную. Риск нехватки оборотных средств реален, с учетом того, что в последние два года удобрения гербициды и запчасти подорожали в разы.

 

Экономика неправильно настроена

Казахстанские мельницы  - важный игрок зернового рынка, скупающий до 40% выращенного урожая. Поэтому, они в первую очередь заинтересованы в поддержке отечественного зернопроизводства.  И «давить» на цены для них смысла нет, пока рыночная ситуация позволяет получать маржу, обеспечивающую приемлемую рентабельность. К сожалению, рынок сейчас искажен, что негативно отражается и на фермерах, и на мукомолах.

Читать по теме: Карашукеев анонсировал возобновление экспорта зерна и муки

- Нас удручает тот факт, что неправильно настроена экономика, - пояснил Алихан Талгатбек. - Грубо говоря, если трейдер сейчас купил зерно и отправил на экспорт, он зарабатывает 8-10%. А если это же зерно покупает мельница и создает добавленную стоимость через переработку, упаковку и прочее, она зарабатывает лишь 2%. Спрашивается, зачем тогда перерабатывать зерно? Его выгодней просто продавать. Но мы всё равно этим занимаемся, поскольку у нас есть мельницы, и мы не можем отправить людей в неплановый отпуск.

Читать по теме: ТОП-10 покупателей казахстанской муки в 2021 году

Поставить ситуацию с головы на ноги – задача для правительства. Тем более, что глава государства год за годом говорит о необходимости развивать переработку сельхозсырья.  Примеры грамотного подхода есть. Взять тот же Узбекистан, который за последние 10 лет сделал рывок в развитии мукомолья. Благодаря грамотной политике государства, узбекская мука (сделанная из казахстанской пшеницы)  сегодня успешно конкурирует с собственно казахстанским продуктом не только на внутреннем рынке самого Узбекистана, но и на внешних рынках – в том же Афганистане.

- За пять лет мы потеряли 900 тыс. тонн экспорта муки, - поделился цифрами Алихан Талгатбек. -  Это нехорошо, поскольку мы теряем рабочие места, теряем 300 тыс. тонн параллельного производства отрубей – доступных кормов для птицеводства и животноводства.  Это сказывается на ценах яйца, молока и мяса. Поэтому мы и говорим о необходимости вернуться к прежним объемам производства и экспорта муки.  В прошлом году мы 1,7 млн тонн экспортировали, а нужно довести цифру до 3 млн тонн. Это ведь не требует инвестиционных затрат - мощности есть, специалисты есть. Мы можем это сделать, просто выровняв экономику, проведя компенсационные меры.  А то, у нас ведь и масличка улетает на экспорт семенами, и зерно, а маслозаводы и мельницы простаивают.

 

Дифференцированный НДС и квотирование

Что предлагает Союз зернопереработчиков?  Ввести дифференцированный НДС. То есть, когда экспортируешь зерно, НДС возвращается не полностью, а когда экспортируешь муку, возвращаешь НДС в полном размере.

Читать по теме: Сотни фур с дешевым зерном ежедневно заходят из России в Казахстан

Также зернопереработчики считают целесообразным сохранить квотирование экспорта пшеницы, со встречными обязательствами сдачи зерна в Продкорпорацию по сниженным ценам для производства социального хлеба.

- Если у Продкорпорации не будет дешёвого зерна, значит, мы не сможем продавать пекарям муку дешевле, - объяснил Алихан Талгатбек. – Соответственно, дешёвый хлеб печь не будут, цена на социальный формовый хлеб, стоящий сейчас 90 тенге за булку, по нашим расчётам может вырасти в 1,5-2 раза. Сейчас последнее зерно наскребли, 1-2 месяца мы ещё продержимся, а потом, если пойдёт зерно по 120 тыс. тенге/тонна, мука будет стоить  180 тыс. тенге.

Читать по теме: Продкорпорация планирует закупать пшеницу по 125 тыс. тенге/тонна

Если экспортёр сдаёт в Продкорпорацию удешевлённое зерно, то этот его убыток ложится в себестоимость экспортируемого объема. Цена на экспорт зерна  за счёт этого будет расти. Это снизит интерес Средней Азии к пшенице из Казахстана - в пользу муки.

- Сейчас уже рассматривают экспортные цены пшеницы в $290 на октябрь, - заметил Алихан Талгатбек. – А если была бы квота, то Казахстана мог бы держать экспортную цену в $320. Причем, внутри Казахстана никто бы не претерпел никакого ущерба.  Напротив, от того, что зерно сейчас дешевеет, страдают фермеры. А экспортёры зерна сидят на своей стандартной марже 8% при любой цене. Так что, им все равно.

 

Разделить субсидию на две части

Также Союз зернопереработчиков предлагает обратить внимание на субсидии, и несколько изменить формат их предоставления.

Читать по теме: Топ-50 крупнейших получателей госдотаций среди переработчиков продукции АПК

- Минсельхоз субсидирует производство зерна где-то на 100 млрд тенге ежегодно, - прокомментировал Алихан Талгатбек. – Это зерно в большом объеме уходит на экспорт. То есть, на экономику нашей страны такая субсидия не работает.  Мы предлагаем разделить субсидию, чтобы часть фермер получал в начале сезона, для подготовки к посевной. Другую же часть субсидий фермер должен получить после того, как сдал своё зерно на внутреннюю отечественную переработку. Если же  продал на экспорт зерно, вторую часть субсидии он не получает. Это будет стимулировать развитие внутренней переработки.

 

Вагоны ушли в Россию

Кроме того, огромные проблемы у производителей зерна и мукомолов сегодня возникают с логистикой. Нехватка хопперов всё чаще возникает не только при экспортных грузоперевозках, но и внутри страны.

Читать по теме: В Казахстане останавливаются мельницы

- Сейчас большая проблема привезти зерно с севера на шымкентские мельницы, просто нет вагонов, - посетовал Алихан Талгатбек. – Причина в том, что в России аренда вагонов стоит дороже, и владельцы подвижного состава направили их туда. И здесь, соответственно, ставки начинают подтягиваться к российскому уровню. Если раньше экспедирование груза стоило 800 тыс. тенге, то сегодня по тому же маршруту 1 млн 700 тыс. Это серьёзное давление на отрасль.

Также президента Союза зернопереработчиков не порадовали новые правила по субсидированию экспорта переработанной продукции от министерства торговли. Раньше они субсидировали возмещение логистических затрат при экспорте.

- Теперь новый перечень  выпустили, но там нет ни муки, ни комбикормов, зато появился замороженный апельсиновый сок, крышки для унитазов, консервированный лосось, - удивлён Алихан Талгатбек. - У нас отрасль и так под давлением, тарифы на перевозку растут, субсидии убирают, НДС не возвращают. Как это сочетается с риторикой о том, что нам нужно развивать экспорт?

Андрей Гончаров

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.